Совокупная долговая нагрузка, по данным Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ, превысила 300% мирового ВВП. Во многом это связано с сохранением в течение длительного времени ультрамягкой монетарной политики в крупнейших странах с развитой экономикой. Между тем низкие процентные ставки, по оценке Всемирного банка, являются слабой защитой от мировых финансовых и экономических кризисов. Компании зачастую расходуют легко полученные деньги на выкуп своих акций, а не на развитие бизнеса.
В последнее время в экспертном сообществе усиливаются пессимистичные ожидания относительно роста мировой экономики. В этих условиях особые опасения вызывают растущие объемы долговых обязательств по всем секторам экономики, включая задолженность домохозяйств.
Наиболее высокий уровень долговой нагрузки в экономике сохраняется в нефинансовом секторе, а также в государственном сегменте. По данным Международного института финансов (IIF), значение долга к ВВП в этих секторах составляет 92 и 86,5%. При этом наиболее высокий уровень долговой нагрузки в государственном сегменте остается в развитых экономиках (108,7%, по данным за III квартал 2019 г.). В то же время в нефинансовом секторе с небольшим отрывом лидерами являются страны с развивающимися экономиками (93,6%).
Третье место по уровню долговой нагрузки занимает финансовый сектор, в частности кредитные организации, которые воспользовались значительными вливаниями ликвидности со стороны государственных финансовых регуляторов.
«Наибольшие риски наблюдаются в корпоративном секторе, значительно нарастившем объемы долговых обязательств в условиях низких процентных ставок в периоды ультрамягкой монетарной политики, — отмечает эксперт АЦ Денис Неметкин. — Текущая ситуация во многом повторяет сценарий, который складывался перед мировым финансовым кризисом 2007—2009 гг.».
Важная деталь: заемные средства, как правило, использовались компаниями не для обновления основных фондов или развития технологий, а для реализации политики обратного выкупа с открытого рынка собственных акций (buyback). За 2018 г. совокупный объем обратных выкупов составил 800 млрд долл., в то время как в 2019 г. это значение, по предварительным оценкам, может превысить 1 трлн долл.
Число негативных рейтинговых действий увеличивается
Опасения экспертного сообщества вызывает тот факт, что индикаторы финансового рынка и поведение международных рейтинговых агентств во многом повторяют сценарий, наблюдавшийся на рынке перед мировым финансовым кризисом 2008 г.
Стоит вспомнить, что тогда негативные колебания на финансовом рынке практически за полугодие предвидели рейтинговые агентства, которые начали понижать рейтинги эмитентов со второй половины 2007 г. Именно в этот период резко ухудшилось отношение положительных рейтинговых действий к негативным. Минимальные значения коэффициента, отражающего отношение названных действий, пришлись на 2-е полугодие 2008 г. Причиной этого послужило, в частности, банкротство в сентябре 2008 г. одного из крупнейших на тот момент инвестиционных банков в США — Lehman Brothers.
Если вернуться в настоящее время, то видно, что рейтинговые агентства придерживались позитивных оценок до 1-го полугодия 2018 г., затем ситуация начала ухудшаться. В конце 2018 г. значение коэффициента опустилось ниже порогового уровня 1, постепенно приблизившись к минимумам 2008 г. Негативные тенденции сохранились в ряде секторов и в 2019 г. Как и в период минувшего мирового кризиса, наиболее низкие значения коэффициента наблюдаются в обрабатывающем секторе, производстве потребительских товаров и транспортировке газа, в то время как коэффициент в целом по банковскому сектору удерживается выше 1.
Кроме того, большую часть 2019 г. спред между пятилетними и трехмесячными казначейскими облигациями США находился в отрицательной зоне. Спред корпоративных и государственных облигаций Соединенных Штатов (разница между доходностью к погашению по индексу корпоративных облигаций эмитентов, находящихся в рейтинговой группе BBB и входящих в индекс S&P 500, и пятилетними американскими казначейскими облигациями) достиг локального максимума в декабре 2018 г., когда произошел обвал на американском фондовом рынке. Однако к концу 2019 г. эта разница в доходностях несколько снизилась, что могло быть связано с влиянием смягчения монетарной политики ФРС США.
Четвертая волна мирового долга
За последние 50 лет экономисты наблюдали четыре волны накопления долга, отмечается в Отчете о глобальных экономических перспективах, представленном Всемирным банком (ВБ).
Первые три волны накопления мирового долга происходили в период с 1970-го по 1989 г., с 1990-го по 2001 г. и с 2002-го по 2009 г.
Последняя волна началась в 2010 г. и ознаменовалась самым крупным, наиболее быстрым и широкомасштабным наращиванием долгов. Примерно у 80% стран мира общий долг в 2018 г. был выше, чем в 2010 г. Всемирный банк подчеркивает, что они «плавают в опасных водах», поскольку нынешняя волна заимствований совпала с десятилетием повторяющихся разочарований темпами роста. Страны с крупной задолженностью в настоящее время сталкиваются с более слабыми перспективами роста в нестабильной мировой экономике.
Процесс накопления долга среди развивающихся стран отличается от предыдущих эпизодов, например таких, как кризис задолженности Латинской Америки 1980-х гг., когда накопление долга зависело от региона. Более трети стран с развивающейся и формирующейся экономикой столкнулись с ростом задолженности как минимум на 20 п.п. ВВП. Кроме того, накопление долга происходило как в государственном, так и в частном секторах, что контрастировало с прошлыми волнами, когда наращивание осуществлялось либо правительством, либо частными компаниями.
Хотя действующие на сегодняшний день низкие процентные ставки смягчают некоторые риски, связанные с высоким уровнем задолженности, необходимо помнить, что прежние волны повсеместного накопления задолженности завершались масштабными финансовыми кризисами.
«Низкие процентные ставки в мире — это слабая защита от финансовых кризисов, — считает директор департамента изучения перспектив экономического развития ВБ Айхан Косе (Ayhan Kose). — История прежних волн накопления задолженности показывает, что эти волны завершались, как правило, неудачно. В условиях нестабильности в мире меры совершенствования политики являются важнейшим средством сведения к минимуму рисков, связанных с нынешней волной нарастания задолженности».