Специалисты Минфина России в письме от 20.12.2019 № 03-03-06/1/99963 оценили последствия по налогу на прибыль для ситуации, когда материнская компания приобретает лицензию на пользование недрами, а потом переоформляет ее на дочернее общество. По мнению финансистов, у «дочки» возникает налогооблагаемый доход.
Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленном гражданским законодательством. Исключение — случаи, предусмотренные Законом РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» или иными федеральными законами. В статье 17.1 указанного закона одним из таких случаев названа передача материнской компанией права пользования участком недр дочернему обществу. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. При этом условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение лицензии на право пользования недрами установлен в п. 1 ст. 325 НК РФ. Согласно этой норме такая лицензия признается в налоговом учете нематериальным активом. Расходы на ее приобретение формируют стоимость данного нематериального актива. При этом предусмотрено два варианта для списания на расходы стоимости такого актива. Первый — через амортизацию. Второй — путем включения стоимости лицензии в течение двух лет в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Однако дочерняя компания не сможет воспользоваться указанной нормой. Ведь расходы на приобретение лицензии понесла материнская компания. А у дочерней компании в налоговом учете стоимость переоформленной лицензии на право пользования недрами равна нулю.
Но на этом негативные налоговые последствия для дочерней фирмы не кончаются. Она должна будет отразить внереализационный доход, возникающий при безвозмездном получении от материнской организации имущественных прав. Основание — п. 8 ст. 250 НК РФ. В нем установлено, что оценка указанного дохода осуществляется исходя из рыночных цен по правилам ст. 105.3 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Обратите внимание: дочерняя компания не может применить предусмотренное в п. 8 ст. 250 НК РФ исключение, согласно которому внереализационный доход не возникает в случаях, предусмотренных ст. 251 НК РФ. Подпункт 11 п. 1 ст. 251 НК РФ выводит из-под налогообложения доходы в виде имущества, полученного компанией безвозмездно от организации, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей организации. А в нашей ситуации дочерняя компания получает безвозмездно от материнской организации не имущество, а имущественные права. На это указал Минфин России в письме от 17.03.2008 № 03-03-06/1/183.