Всероссийский центр изучения общественного мнения и Центр развития региональной политики составили рейтинг наиболее перспективных регионов России с точки зрения развития внутреннего туризма. Представляем основные выводы проведенного ими исследования.
В 2019 г., говорится в исследовании ВЦИОМ (http://www.wciom.ru) и Центра развития региональной политики, число туристических поездок внутри России составило свыше 60 млн. Из них порядка 15 млн — это въездной туризм (из Китая, Казахстана, Украины). Основная часть туристов (около 45 млн) — российские граждане. При этом число туристических поездок из России составляет около 24 млн. Лидерами по числу таких путешествий россиян являются Турция, Абхазия и Финляндия. Однако отдыхающие там туристы уже в 2020—2021 гг. могут при определенных условиях переориентироваться на отдых в России.
Рынок российских туристических услуг пока формируется преимущественно в центральной части России: в Москве и Санкт-Петербурге (до 60% всего), 25% — в крупных городах-миллионниках, еще 10% — в средних по численности населенных пунктах богатого Севера (Сургут, Тюмень, Нижний Тагил и т.д.) и только 5% — в остальных городах и сельских поселениях.
В России имеется существенный потенциал для развития внутреннего туризма: около половины россиян (45%) путешествуют не менее одного раза в год, большинство — по России. Также среди тех, кто предпочитает путешествовать за рубеж, большинство (81%) выразили желание совершать туристические поездки по нашей стране при сопоставимости условий. В целом же такого мнения придерживается более половины россиян (56%).
Массовое желание путешествовать по России, считают авторы исследования, можно рассматривать как один из ключевых факторов, связанных с фиксацией идентичности (язык, ментальность, ландшафт). Трансформации такого желания в конкретные действия (покупка путевки, бронирование билетов, отеля и т.п.) препятствуют сложности коммуникационного, информационного, социального и экономического характера.
Комфорт и уровень сервиса не являются основополагающими факторами в формировании туристических предпочтений россиян. В отличие от стоимости поездок по России, которая чаще всего не позволяет нашим соотечественникам массово и регулярно их совершать.
Одним из эффективных инструментов развития внутреннего туризма на территории нашей страны экспертам ВЦИОМ и Центра развития региональной политики представляется его популяризация не в виде рекламы и агитации, а путем увеличения в медиасфере (СМИ, социальные сети) качественной информации о регионах, их возможностях и особенностях. Эту задачу частично решает событийный туризм (например, фестивали вроде Alfa Future в Нижнем Новгороде, «Пермский период», Архстояние в Калужской области, «Нашествие» в Тверской области, «День Вулкана» на Камчатке, Индустриальное биеннале на Урале и т.д.).
Авторы исследования подчеркивают, что особо важна популяризация российских регионов, их особенностей и достопримечательностей в молодежной среде (через учебные заведения, социальные сети, специальные мероприятия и т.п.). Туристические предпочтения российской молодежи отличаются от предпочтений людей старшего возраста. При этом молодые люди слабо информированы о российских регионах и их туристическом потенциале.
Необходима также и культурная популяризация — создание в регионах культурных точек, центров искусства (таких, как Государственный центр современного искусства), проведение выставок и международных культурно-образовательных проектов, гастрофестивалей и т.д. Все это, считают специалисты ВЦИОМ и ЦРРП, позволит побороть ряд стереотипных представлений о регионах (как об «опасных», «скучных» или исключительно «промышленных»). Их исследование показало, что почти половина россиян (49%) путешествуют с целью познакомиться с новыми местами и культурными достопримечательностями, найти новые впечатления. При этом наблюдается недостаточная информированность, как следствие — возникновение негативных стереотипов в отношении отдельных регионов.
«Данные нашего исследования свидетельствуют о высоком интересе среди россиян к путешествиям внутри России. Туристические операторы, пострадавшие от роста цен в долларах и евро, также заинтересованы в развитии внутреннего туризма. При этом хорошо известные и освоенные направления — Москва, Петербург, Крым, Сочи — работают на пределе инфраструктурных мощностей. В этой связи дальнейшее расширение туристических потоков представляется оптимальным прежде всего за счет освоения новых, пока “нераскрученных” направлений, а не перегрузки “фаворитов”, — считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — При верном подходе уже в 2020—2021 гг. число внутренних туристов можно увеличить на 20—30%. Однако необходимы качественно и верно выстроенные подходы к работе с той частью населения, которая сегодня выбирает отдых за рубежом. Дополнительный резерв также составляют граждане, отказывающиеся от путешествий по России по иным причинам (дороговизна, качество инфраструктуры, отсутствие времени и т.п.).
Наряду с этим при формировании свежих предложений туристический бизнес также сталкивается с рядом трудностей, решить которые в одиночку довольно сложно, а иногда и невозможно: слабая информированность населения о культурных и природных особенностях регионов, низкая транспортная доступность, высокая конкуренция со стороны выездного туризма и т.д.
Наше совместное исследование, опираясь на полученные в ходе опроса социологические данные, выявляет тенденции с двух сторон — потребителей и туристического бизнеса. В частности, фиксирует наиболее проблемные участки и коммуникативные пробелы, для разрешения которых требуется активное участие со стороны как федеральных и региональных органов власти, так и общественности, профессиональных ассоциаций и т.д.».
Регионы России, в которых россияне чаще всего отдыхали в последние пять лет (кроме региона своего проживания), открытый вопрос, один ответ, % респондентов, варианты ответов, названные более 2% респондентов
Регион, город федерального значения |
Результат |
Краснодарский край |
31 |
Республика Крым |
11 |
Санкт-Петербург |
5 |
Москва |
4 |
Республика Татарстан |
3 |
Ставропольский край |
2 |
Республика Хакасия |
2 |
Другое |
5 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Источник: исследование ВЦИОМ и ЦРРП
Представьте, что у вас прямо сейчас есть возможность поехать в любую точку России. В какой регион вам было бы интереснее всего поехать с целью…? (открытые вопросы, до трех ответов, %)
Отдых, развлечения |
Культурные достопримечательности |
Природа, животный мир |
Спорт |
Восстановление здоровья |
Самое интересное место |
Крым (29) |
Санкт-Петербург (58) |
Байкал (19) |
Сочи (21) |
Кавказ/Минеральные воды (13) |
Санкт-Петербург (27) |
Байкал (19) |
Москва (23) |
Алтай (19) |
Алтай (4) |
Крым (12) |
Крым (16) |
Алтайский край (17) |
Города Золотого кольца (13) |
Камчатка (12) |
Краснодарский край (3) |
Кисловодск (8) |
Байкал (13) |
Сочи (17) |
Казань (10) |
Сибирь (10) |
Домбай (3) |
Москва (7) |
Москва (12) |
Санкт-Петербург (13) |
Крым (5) |
Карелия (9) |
Кавказ (3) |
Краснодар/Краснодарский край (7) |
Сочи (9) |
Источник: исследование ВЦИОМ и ЦРРП
К сведению
К молодежным направлениям среди перспективных можно отнести:
Шантарские острова (67% среди 18–24-летних, 75% — среди 25–34-летних, 66 среди 35–44-летних),
Таймыр (54% среди 18–24-летних, 57% среди 25–34-летних),
Якутию (49% среди 18–24-летних),
Кольский полуостров (56% среди 18–24-летних, 44% среди 25–34-летних),
Магадан (45% среди 18–24-летних, 42% среди 25–34-летних).
К числу интересных людям старше 45 лет относятся:
Волгоград,
Астрахань (65% среди 45–59-летних),
Соловки (54% среди 45–59-летних, 51% среди тех, кто старше 60 лет).
Источник: исследование ВЦИОМ и ЦРРП