В прошлом номере «ЭЖ» (с. 19) мы представили часть результатов обследования цифровой активности и распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности в 2019 г., проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Сегодня «закрываем» такие важные темы обследования, как перспективы цифровой трансформации обрабатывающих производств и факторы, затрудняющие ее.
Несмотря на фоновое ускорение темпов технологических изменений относительно 2018 г., детализированная аналитическая проработка цифровых тенденций, в том числе в отраслевом разрезе, свидетельствует аналитикам ЦКИ, что в формирующейся цифровой экосистеме по-прежнему доминирует точечная эскалация технологий, а значит, все еще субоптимальный характер производственной трансформации и бизнес-моделей.
Перспективы цифровизации...
Одним из наиболее ярких свидетельств отсутствия полномасштабного встраивания предприятий обработки в процесс цифровизации является высокая степень подотраслевой разрозненности с точки зрения готовности к реализации цифровой повестки и фрагментарного распространения технологий.
Согласно полученным ЦКИ результатам, как и в 2018 г., в анализируемом периоде в числе средне- и высокотехнологичных видов промышленной деятельности лидирующими с точки зрения высокого уровня присутствия технологий вновь оказались предприятия по производству компьютеров, электронных и оптических изделий; химических веществ и продуктов; машинного оборудования; автотранспортных средств и прицепов. Возможности относительно быстрой модернизации производственных процессов в них обеспечивает относительно высокая скорость распространения цифровых технологий.
В фокусе исследования продолжили фигурировать некоторые технологии, наибольшее распространение которых сохранилось в конкретных видах экономической деятельности. Например, если компьютерное производство показало равномерное распределение практически всех исследуемых в рамках мониторинга технологий, то фармацевтика оказалась лидирующей относительно других производств только по уровню распространения технологии RFID, оказавшись одной из отраслей, наиболее сильно затронутых проектами, направленными на внедрение маркировки товаров в целях контроля оборота на территории стран — членов ЕАЭС.
Интерпретируя кратко- и среднесрочные оценки руководителей относительно перспектив технологической трансформации на промышленных предприятиях, авторы исследования считают необходимым акцентироваться как минимум на нескольких важных тенденциях.
Прежде всего, их внимание обращает на себя то, что среди выявленных прогнозных мнений респондентов довольно скромно выглядят планы, отражающие внедрение технологий в 2020 г. Не более чем на 10% предприятий руководителями запланированы технологические преобразования. Например, относительную перспективность показали технологии, направленные на развитие сквозной автоматизации и интеграции производственных и управленческих процессов в единую информационную систему, технологий RFID, а также роботизацию производства (ожидают внедрения в 2020 г. на 9,7 и 6% предприятий соответственно). В число аутсайдеров вошли технологии, встраивание которых запланировано менее чем на 5% производств.
В то же время траектории технологического развития, базирующиеся на среднесрочных прогнозных оценках руководителей предприятий, показывают несколько другую картину. В значительной степени респонденты оптимистичны на отдаленную перспективу, ожидая более заметного цифрового прогресса в течение ближайших пяти лет.
В частности, до 2025 г. каждая из технологий видится перспективной, поскольку была обозначена гораздо большим количеством респондентов. Так, если технологии открытого производства, зеленые промышленные технологии, а также 3D-печать и интернет вещей планировались в 2020 г. к внедрению только на 1—3% производств, то в течение последующих пяти лет охват их распространения возрастет от 10 до 13% предприятий.
Согласно выявленным экспертами ЦКИ будущим ориентирам обрабатывающей промышленности в части отдаленной реализации цифровой повестки наибольшее внимание руководителей было сосредоточено на внедрении технологий, направленных на:
-
сквозную автоматизацию и интеграцию производственных и управленческих процессов в единую информационную систему (рост респондентов с планами внедрения на 2025 г. с 9 до 20%);
-
создание цифровых рабочих мест (с 5 до 15% соответственно);
-
реализацию промышленных товаров через интернет; развитие технологий сбора, обработки, анализа больших данных (с 5 до 14%);
-
роботизацию производства (с 6 до 17%).
И хотя визуализация траекторий в том числе подчеркивает авторам исследования сложившуюся в настоящее время все еще недостаточную степень готовности большинства предприятий внедрять технологии «завтра», на общем фоне оценок, транслирующих не только ожидаемые временные ориентиры их внедрения, но и сложившиеся тенденции ключевых показателей цифровой и деловой активности, ученые ЦКИ наблюдают устойчивое формирование среди участников опроса группы, в которой экономические агенты проявляют не только заинтересованность, но и стремление к интеграции технологических решений различного уровня сложности, в том числе «сквозных». Исследователи отмечают, что увеличения тенденции востребованности использования различных цифровых технологий на предприятиях в 2020 г. по сравнению с 2019 г. ожидают 30% руководителей.
Экспертам ЦКИ очевидно, что с момента запуска национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и по мере встраивания в общемировые тренды цифровизации на производствах происходит последовательная эскалация цифровых компетенций, сопровождаемая задействованием инструментов поддержки, выстраиванием специализированных цифровых платформ, оптимизации собственной инфраструктуры, что в совокупности способствует созданию благоприятной цифровой конъюнктуры и придает уверенность руководителям в «завтрашнем дне».
Тем не менее, несмотря на активизацию процессов трансформации бизнес-моделей обрабатывающих предприятий, специфика производственно-технологической базы не позволяет большинству из них в полной мере включиться в цифровизацию и осуществить прорыв, который она предполагает. Данный вывод авторов исследования подтверждается оценками руководителей производств, детализация которых показывает наличие важных отраслевых факторов, лимитирующих рост цифровой активности.
...и что ее тормозит
В целом одними из определяющих обобщенных тенденций в полученных мнениях аналитики ЦКИ считают рост отрицательной нагрузки со стороны всей совокупности проблем относительно 2018 г., а также сохранение позиций «лидеров» в рейтинге негативного воздействия.
В частности, как показало исследование, основным фактором, ограничивающим разворачивание процесса цифровизации на обрабатывающих производствах, более 60% руководителей называли «отсутствие достаточного бюджета». Причем несмотря на сохранение общей тенденции глобального доминирования финансовых проблем при реализации цифровых решений, в 2019 г. негативная реакция респондентов продолжала усиливаться. Одновременно практически в каждой третьей организации существующие препятствия для технологических трансформаций респонденты связывали с низкой окупаемостью инвестиционных вложений, хотя в 2018 г. такого мнения придерживались чуть более 20% участников опроса.
Авторы исследования обращают внимание и на увеличение по сравнению с 2018 г. доли респондентов с 31 до 37%, констатировавших низкую готовность (адаптивность) к интеграции трансформаций, что косвенно сопрягается с проблемой отсутствия цифровой стратегии в повестке развития почти на 40% предприятий.
Несколько меньшее, но все-таки акцентированное негативное давление на цифровой рост российской промышленности руководители испытывали в связи с неопределенностью в существующих правилах регулирования цифровых стратегий, а также низким уровнем цифровой грамотности специалистов, заключают ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Факторы, препятствующие переходу предприятий к цифровой трансформации, % от общего числа организаций
Факторы |
2018 |
2019 |
Отсутствие достаточного бюджета |
59 |
61 |
Низкая готовность (адаптивность) производства к цифровой трансформации |
31 |
37 |
Отсутствие выработанной цифровой стратегии в повестке развития предприятий |
30 |
38 |
Низкий показатель возврата (окупаемости) инвестиций в области цифровой трансформации |
22 |
32 |
Низкий уровень цифровой грамотности специалистов на предприятии |
18 |
21 |
Наличие барьеров осуществления коммерческой деятельности в глобальной сети Интернет |
5 |
8 |
Неопределенность в правилах регулирования цифровых стратегий |
- |
25 |
Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ |