Потребление угля в России в среднесрочной и долгосрочной перспективе снизится или останется без изменений, а экспорт и добыча увеличатся. Об этом говорится в материалах Аналитического центра при Правительстве РФ. По результатам исследования эксперты пришли к выводу, что динамика развития отечественной угольной отрасли будет зависеть преимущественно от внешнего рынка.
Производственные показатели в угольной отрасли России росли высокими темпами в последние 10—15 лет, что отличает ее от нефтяной и газовой отраслей, в которых после расширения добычи и экспорта в 2000-е гг. скорость роста значительно снизилась. Основным драйвером роста добычи угля в стране являлся экспорт, который за 2010—2018 гг. увеличился на 80%, обеспечив рост его производства на 36%.
Согласно прогнозам экспертов, в период до 2030—2040 гг. такая ситуация сохранится. Именно экспортное направление будет определять динамику производства угля в стране, а также необходимость развития соответствующей транспортной и перерабатывающей инфраструктуры.
В ходе исследования эксперты проанализировали существующие международные прогнозы (например, Международного энергетического агентства (МЭА)) и российские официальные документы (Энергетическая стратегия и Программа по углю). В целом все они указывают на позитивные ожидания роста добычи и экспорта угля в России. А с другой стороны, подтверждают тот факт, что динамика развития отечественной угольной отрасли будет зависеть преимущественно от внешнего рынка.
При этом ожидания по росту экспорта, зафиксированные в отечественных стратегических документах и международных прогнозах, существенно различаются. В проекте Энергостратегии-2035 представлены два варианта развития событий: по верхнему варианту (благоприятный внешний спрос и высокие цены) добыча угля может вырасти на 52% до 668 млн т, по нижнему варианту — на 10% до 485 млн т.
Оба варианта выше сценария международного агентства. Такое расхождение существует также и по прогнозам экспорта угля из России — в проекте энергостратегии к 2035 г. ожидаются объемы от 252 млн до 392 млн т (+22% и 87% к 2018 г.). МЭА полагает, что только в сценарии «Текущей политики» добыча угля в России вырастет, а в двух других сценариях она либо сохранится на уровне 2018 г., либо значительно снизится.
Вариант снижения производства не рассматривается
Наиболее существенным различием между прогнозами МЭА и российскими документами является то, что в последних отсутствует вариант снижения производства и экспорта угля: сценарии в них различаются только заявленными темпами роста. С одной стороны, это обусловлено ожиданиями по росту спроса и импорта угля в странах АТР, на которые придется практически весь объем роста экспорта российского угля.
Однако даже «низкий» вариант проекта Энергостратегии-2035 не рассматривает возможность резкого ужесточения экологической и климатической политики в развивающихся странах и ускоренный энергетический переход в этих странах на альтернативные углю виды энергоресурсов в электроэнергетике. «Вероятность такого хода событий на сегодняшний день кажется невысокой (ввиду энергетической бедности большинства этих стран и необходимости обеспечить энергетику сравнительно дешевым и доступным углем), однако в силу ряда факторов (глобальная климатическая политика, выход на качественно новый уровень энергетики и экономики) отношение этих стран к углю может измениться», — предупредили эксперты Аналитического центра.
Международные и отечественные прогнозы сходятся на том, что роль угольной электрогенерации в России в долгосрочном периоде будет снижаться, главным образом за счет опережающего развития газовой генерации, атомной энергетики и ВИЭ-генерации. При этом МЭА прогнозирует снижение мощности угольных электростанций во всех сценариях (и даже практически отказ от них к 2040 г. в сценарии «Устойчивое развитие»), но объем выработки на них будет снижаться меньшими темпами за счет модернизации и увеличения коэффициента использования установленной мощности.
Экспорт на восток может приостановиться
Своевременно предпринятые усилия по развитию восточного направления экспорта российской нефти позволили воспользоваться благоприятной ситуацией как в плане наращивания поставок и занятия рыночной ниши, так и в плане развития новых районов добычи. Если опираться на последний прогноз МЭА, предсказывающий рост чистого нефтяного импорта Китая примерно на 40% с 2018 по 2030 г., то российский экспорт в эту страну может возрасти до 90—100 млн т к 2030 г. и до 80—90 млн т к 2025 г., подсчитали авторы исследования.
Однако они обратили внимание, что Россия может столкнуться с приостановкой роста восточного экспорта. За первые три квартала экспорт сырой нефти из России в Китай не показал роста по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. При этом потребление Китая в целом увеличилось примерно на 4%, или 25 млн т.
Ограничения на экспорт могут возникнуть из нескольких источников. Во-первых, это обострение конкуренции на международных рынках, особенно если Россия продолжает прибегать к самоограничениям в рамках Соглашения ОПЕК+, но Китаю надо обеспечивать растущую экономику, и эти ниши занимают другие поставщики. Эта проблема усугубляется сырьевой нишей российских поставок, в которой замещение поставщиков происходит быстрее всего.
Во-вторых, темпы китайского экономического роста в последние несколько лет не просто остаются умеренными, но и продолжают замедляться. В-третьих, даже при наличии достаточной инфраструктуры требуются и добывающие мощности.
Таким образом, то, что динамику развития угольной отрасли в России будет определять внешняя конъюнктура, создает определенные риски ввиду ограниченных рычагов воздействия на нее. В этих условиях необходимо максимально использовать возможности участия в мировой торговле углем за счет увеличения конкурентоспособности при одновременном снижении зависимости от угольной отрасли конкретных регионов для смягчения негативного воздействия в ситуации волатильности угольных рынков.
К сведению
Два законопроекта Минэнерго приняты в первом чтении
Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона, предполагающий исключение мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива. Также депутаты одобрили документ, предусматривающий создание зон безопасности вокруг отдельных объектов ТЭК.
По словам заместителя министра энергетики РФ Анастасии Бондаренко, Правительство РФ предлагает исключить из закона «Об электроэнергетике» возможность применения к генерирующим объектам, функционирующим на основе использования торфа, мер поддержки, аналогичных мерам, предусмотренным для объектов по производству электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии. Представитель ведомства подчеркнула, что инициатива обсуждалась с собственниками генераций.
Действующие сегодня меры поддержки существуют не в виде дотаций из федерального бюджета, а в форме поддержки таких объектов генерации за счет иных субъектов внутри рынка. Кроме того, торф как вид энергоносителя представляет из себя разновидность органического ископаемого топлива и не относится к возобновляемым источникам энергии.
«Производители электрической энергии, в том числе вырабатываемой на основе использования торфа, имеют возможность эффективно конкурировать с иными источниками энергии, в том числе за счет внедрения энергосберегающих технологий, применения комплексных решений по многоцелевой переработке торфяного топлива, повышения технико-экономических показателей работы генерирующих мощностей и снижения вследствие этого отпускной цены на электрическую энергию», — сказала А. Бондаренко. По ее словам, целесообразности в реализации дополнительных специализированных мер по поддержке использования торфа в качестве топлива сейчас не усматривается.
В рамках пленарного заседания Госдумы был также рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона „О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса“». Авторы документа предлагают создать зоны безопасности вокруг отдельных объектов ТЭК.
Это обусловлено необходимостью усиления мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, имеющих критические элементы и особый статус. «В первую очередь это относится к объектам Крымского энергомоста и магистрального газопровода „Краснодарский край — Крым“, которые выделяются наличием в их структуре критических элементов, их линейностью и пролеганием в подводной части в зоне Керченского пролива, регулируемой особыми, в том числе международными, правовыми нормами», — пояснила Анастасия Бондаренко.
По словам заместителя министра, размеры зон и способы обеспечения безопасности будет определять Правительство РФ, осуществлять защиту объектов — Росгвардия. Ко второму чтению документа Минэнерго пообещало представить акт Правительства РФ с перечнем всех объектов. Законопроект был также поддержан в первом чтении.