Эпидемия коронавируса, начавшаяся в Китае, стала причиной временного закрытия ряда местных предприятий. Российское правительство уже приняло специальный план по борьбе с распространением инфекции на территории нашей страны. Большинство экспертов считают, что вирус вряд ли станет триггером нового мирового кризиса. Однако в глобальной экономике накопилось много острых проблем: огромное неравенство, тяжкие долги и торговые войны. В этих условиях, как выразился герой знаменитой кинокомедии, «достаточно одной таблэтки», а здесь их будет много...
Вспышка заболеваний коронавирусом в Поднебесной, которую Всемирная организация здравоохранения признала медицинской чрезвычайной ситуацией международного значения, привела к временному закрытию некоторых производств с целью ограничить контакты работников и остановить распространение инфекции. Одним из последствий экстренных мер может стать сокращение потребительских расходов в таких секторах, как транспорт, ретейл, туризм и развлечения.
Международное рейтинговое агентство Moody’s напоминает, что вклад потребительского спроса в экономический рост Китая существенно вырос по сравнению с началом 2000-х гг., когда здесь была эпидемия атипичной пневмонии. По словам вице-президента Moody’s Мартина Петча, в отличие от 2003 г., когда произошла вспышка SARS, сейчас значительно увеличилась роль потребительского спроса как драйвера роста, поэтому эпидемия коронавируса может иметь более существенные и продолжительные экономические последствия.
Важная деталь: массовая атака коронавируса происходит в момент, когда в китайской экономике уже началось замедление роста на фоне увеличения торговой напряженности и демографических проблем.
Правительство Китая и местные власти, по мнению аналитиков Moody’s, располагают достаточными финансовыми средствами, чтобы смягчить последствия эпидемии для экономики. Так, Народный банк Китая в начале недели понизил процентные ставки по семидневным и 14-дневным операциям обратного РЕПО, которые регулятор применяет для вливания денег в банковский сектор.
Российский Кабинет министров принял Национальный план по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории нашей страны. Она включена в перечень особо опасных заболеваний.
Это позволит осуществлять депортацию иностранных граждан, если у них будет выявлена болезнь, и вводить специальные ограничительные меры, в том числе изоляцию или карантин.
«Сейчас все органы федеральной и региональной исполнительной власти координируют свои действия по борьбе с этой инфекцией, — подчеркнул премьер Михаил Мишустин. — Уже ограничено передвижение граждан из Китая через нашу границу. Больные, у которых выявлен опасный вирус, изолированы, врачи оказывают им всю необходимую помощь».
Принятые меры, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, уже дают определенный эффект: «У нас существенно сократилось количество граждан, которые пересекают российско-китайскую границу. Регулярные рейсы сейчас осуществляются только через специальный терминал в аэропорту Шереметьево. И если 31 января было совершено порядка 19 рейсов из КНР, то с 1 февраля это уже пять рейсов. На всех рейсах осуществляются необходимые мероприятия по профилактике и выявлению лиц с признаками острых респираторных заболеваний. Пассажиров с признаками коронавирусной инфекции направляют в медицинские учреждения для проверки».
Эпидемия коронавируса, по мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, может негативно повлиять на российский экспорт: «В 2019 г. впервые за десять лет доля чистого экспорта сократилась до 7,7% ВВП. На фоне распространения вируса из Китая вероятность снижения выручки от экспорта нефти в I квартале почти неизбежна», — написал в своем аккаунте в Twitter чиновник.
Более взвешенной можно назвать реакцию на происходящие события у советника руководителя Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ, д.э.н. Леонида Григорьева, который считает, что нужно снизить накал эмоций.
«Я не вижу возможности, чтобы китайский инцидент послужил триггером мирового финансового кризиса, — заявил г-н Григорьев в пресс-центре МИА „Россия сегодня“. — Те, кто профессионально оценивает мировую экономику, сегодня говорят о возможном снижении роста с 3,5 до 3%. Это в пределах нормы и не является предметом для страданий. В мире нет предкризисных условий: нет скачка цен на сырьевые товары, нет инфляции в развитых странах, нет роста процентных ставок и перенакопления». Вызванные вспышкой коронавируса ограничения — снижение курса юаня, закрытие транспортных узлов, карантин — не вызовут, по мнению эксперта АЦ, глобальный кризис.
Пока сложно оценить влияние эпидемии на экономику самого Китая. Из-за празднования Нового года по восточному календарю экономика Поднебесной в феврале обычно замедляется. Не отразятся на экономике страны и страсти на фондовых площадках. «Китайская биржа очень своеобразная, — заметил Л. Григорьев. — Колебания на китайской бирже не влияют на производство, экспорт, импорт страны, и падение индекса китайских акций не влияет на капиталовложения в Китай».
Что касается торговли энергоресурсами, на нее вспышка тоже сильно не повлияет. «Китай покупает нефть достаточно гибко, — объяснил свою позицию ученый. — Даже если будет какая-то задержка с экспортом и импортом, торговля не остановится и контракты будут выполнены». Единственным сектором экономики, который может серьезно пострадать из-за вспышки коронавируса, по оценке г-на Григорьева, будет туризм.
«То, что мир отреагировал на коронавирус тревожно, — это нормально, люди должны пугаться таких вещей, — прокомментировал ситуацию эксперт АЦ. — Но я достаточно оптимистично смотрю на то, как Китай с этим справится. И если мы не пропустим вирус, на нашей экономике он не отразится».
Тем не менее не стоит забывать, что сегодня в мировой экономике накоплен целый ряд системных проблем, которые могут привести к серьезному замедлению роста. Речь идет об огромном социально-экономическом и региональном неравенстве, безответственной денежно-кредитной политике, которая привела к формированию тяжелых долговых обязательств в ряде стран. Наконец, тормозом развития в последнее время стали торговые конфликты, которые разрушают цепочки глобальных производственных связей в некоторых государствах.
На этом фоне эпидемия коронавируса может стать той самой «таблэткой» или последней каплей, которая запустит цепную реакцию если не глобального экономического кризиса, то серьезного снижения темпов роста.