Во вторник, 4 февраля, на совещании в правительстве первый вице-премьер Андрей Белоусов согласился вывести государственно-частные проекты из-под действия законопроекта о защите инвестиций. Это стало известно «Ведомостям» от источников. Похоже, что инвесторам в инфраструктуру удалось добиться желанного изменения законопроекта.
На том, чтобы избавить их от задуманного закона, настаивали в совместной резолюции крупнейшие участники рынка инфраструктуры — госкомпания «Автодор», «Автобан», Сбербанк, Газпромбанк, структуры ВТБ и так далее. Ранее законопроект, который успели принять в первом чтении, критиковали президент Сбербанка Герман Греф, президент РСПП Александр Шохин, замминистра транспорта Иннокентий Алафинов.
Однако, как уверяют СМИ, президент Владимир Путин требовал быстрее принять документ, который чиновники прозвали «инвестиционным кодексом». Сразу после своего назначения председатель правительства Михаил Мишустин поспешил высказаться о важности закона для привлечения инвестиций.
Проект готовил Минфин. Обещалось, что закон предоставит инвесторам неизменные условия ведения бизнеса. Но бизнес заметил: улучшая среду для вложений в промышленность, документ резко ограничил свободу инвестиций в дорогие и долгосрочные инфраструктурные проекты.
Среди претензий инвесторов к проекту отмечаются такие: он отдает приоритет поддержке проектов, которые приведут к росту бюджетных доходов, что может ограничить строительство социальной инфраструктуры. Еще предусмотренный документом обязательный аудит проектов, претендующих более чем на 1 млрд руб. господдержки, увеличит сроки их подготовки. Проблемы возникнут и с финансированием государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий: любые расходы бюджета пришлось бы обосновать и согласовать с государством, а в таких проектах они могут возникнуть при наступлении условий, предусмотренных соглашением с инвестором, например, при его досрочном расторжении или компенсации недополученного дохода. Еще проблема — по концессиям государство может гарантировать окупаемость инвестиций в течение 40 лет, а законопроект сокращал этот срок вдвое. Кроме того, предприниматели жаловались на несоответствие законопроекта практике финансирования и реализации концессионных соглашений и о ГЧП, на ухудшение институциональной среды, возникновение нефинансовых рисков и рисков «инвестиционной паузы» из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Все это зафиксировано в протоколе совещания, которое в декабре прошло в Минэкономразвития.
Бизнес умело донес свои соображения до властей. К моменту принятия законопроекта в первом чтении о необходимости его серьезной доработки говорили председатель Госдумы Вячеслав Володин, сам А. Белоусов, нынешний помощник президента Максим Орешкин, работавший тогда министром экономического развития.