В постановлении от 26.12.2019 по делу № А54-10935/2018 АС Центрального округа разъяснил, с какого момента недоимка по взносам считается выявленной для целей получения скидки по страховым взносам.
Суть дела
Компания 24 октября 2018 г. обратилась в региональное отделение ФСС России (далее — фонд) с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Фонд в предоставлении скидки отказал, поскольку у компании на момент подачи заявления имелась задолженность по страховым взносам. Размер задолженности установлен по результатам выездной проверки и указан в акте от 3 октября 2018 г.
Компания оспорила отказ в суде.
Решение судей
Суды трех инстанций признали отказ незаконным. Свой вывод они обосновали следующим образом.
Согласно п. 7 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524, для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь должен обратиться с заявлением к страховщику по месту своей регистрации не позднее 1 ноября текущего календарного года. Условиями для рассмотрения заявления является ведение компанией финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее трех лет и отсутствие у нее на день подачи заявления выявленной (в том числе в ходе камеральной или выездной проверки) недоимки и начисленных пеней и штрафов (п. 8 Правил).
Порядок проведения проверок и рассмотрения их результатов регламентирован положениями ст. 26.16—26.20 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). В соответствии с ними акт по результатам выездной проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке. Далее этот акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Со дня получения акта проверяемому лицу отводится 15 дней на представление письменных возражений. Потом акт и возражения рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика. И по результатам рассмотрения им выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности. В решении о привлечении к ответственности указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Вынесенное решение вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его проверяемому лицу. На основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности страхователю направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Учитывая эти положения, суды пришли к выводу, что обязанность страхователя по уплате выявленной по результатам выездной проверки недоимки возникает только после вступления в законную силу решения, принятого по результатам проверки. И акт проверки не может служить доказательством наличия у компании соответствующей недоимки. Только с даты вынесения решения о доначислении соответствующих страховых взносов и пеней недоимка считается выявленной по результатам проверки.
В рассматриваемой ситуации решение о привлечении компании к ответственности по результатам проверки было вынесено 9 ноября 2018 г. Таким образом, наличие недоимки по страховым взносам установлено именно с этой даты. Следовательно, на момент подачи заявления (24 октября 2018 г.) у компании не было недоимки, выявленной по результатам выездной проверки, и ссылка фонда на ее наличие необоснованна.
Суды также отметили, что предоставление скидки к тарифу страховых взносов носит стимулирующий характер, способствует принятию работодателем эффективных мер по улучшению условий и повышению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников. А формальный подход без учета принципов разумности и целесообразности, направленности обязательного социального страхования на обеспечение социальной защищенности застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска препятствует страхователю в получении меры поддержки в виде скидки к тарифу страховых взносов и нивелирует задачи и основные принципы обязательного социального страхования.
В результате суды признали отказ в предоставлении скидки к страховому тарифу недействительным и обязали фонд устранить допущенное нарушение прав и законных интересов компании.