Разработано новое, более подробное Положение о возмещении убытков правообладателям недвижимости

| статьи | печать

Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ1 разработало проект нового Положения о возмещении убытков правообладателям недвижимости в рамках реализации ст. 57 и 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Текст Положения размещен разработчиком на портале www.regulation.gov.ru (ID 02/07/02-20/00099357).

Необходимость разработки нового Положения связана с тем, что действующие в настоящий момент Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262, невозможно применять из-за внесенных в законодательство в течение их действия изменений.

Разработанное министерством Положение содержит:

  • порядок определения убытков, возникающих вследствие наступления причин убытков;

  • порядок определения размера убытков;

  • условия соглашений, заключаемых в связи с причинением убытков;

  • порядок заключения соглашений о возмещении убытков и порядок их возмещения;

  • случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением, изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.

Определение убытков

В проекте Положения перечислены убытки, подлежащие возмещению, отдельно для каждого случая их возникновения — ограничение прав, ухудшение качества земель, изменение целевого назначения земельного участка.

Например, в числе убытков, вызванных ограничением прав или изменением целевого назначения земельного участка помимо воли владельца, перечислено 18 позиций, связанных с уменьшением рыночной стоимости земельных участков (прав на них), стоимости вынужденного простоя, включая страховые платежи в отношении работников, которые не работали в связи с ограничением прав, и снижение стоимости земельного участка и (или) иной недвижимости (прав на него), которые не могут быть использованы. А в составе убытков, вызванных ухудшением качества земель, приведены шесть позиций. Но все эти перечни не являются исчерпывающими, они только фиксируют наиболее распространенные виды убытков для того или иного случая. Поэтому любые убытки, при условии доказывания причинно-следственной связи их возникновения по вышеперечисленным причинам, можно будет взыскать.

Порядок определения размера убытков

В настоящий момент действуют Методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 14.01.2016 № 10.

Многие положения из указанных Методических рекомендаций включены в порядок определения размера убытков разработанного Положения. Таким образом, порядок определения размера убытков не претерпит существенных изменений.

Порядок заключения Соглашений о возмещении убытков

Согласно проекту Положения, лицо, возмещающее убытки, обязано в течение 60 календарных дней со дня поступления требования о возмещении убытков направить правообладателю недвижимости два подписанных экземпляра проекта соглашения о выкупе недвижимого имущества (о возмещении убытков в связи с прекращением прав) или уведомить об отказе в заключении такого соглашения.

В случае принятия решения о заключении соглашения вместе с ним должны быть также направлены документы, обосновывающие содержащиеся в соглашении положения, если они не были представлены вместе с требованием о возмещении убытков.

Если стороной, возмещающей убытки, является орган государственной власти или орган местного самоуправления, то в состав направляемых документов также должен быть включен отчет об оценке, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Отказ в заключении соглашения возможен только в следующих случаях:

  • требование о возмещении убытков не содержит сведений и документов, необходимых для заключения соглашения;

  • пропущен срок предъявления требования о возмещении убытков;

  • убытки не возникли или уже возмещены в соответствии с иным соглашением;

  • лицо, направившее требование о возмещении убытков, не является правообладателем недвижимости (представителем правообладателя недвижимости), либо указанное требование направлено лицу, не являющемуся лицом, возмещающим убытки.

Документы должны быть направлены правообладателю недвижимости почтовым отправлением с уведомлением о вручении в том случае, если в требовании о возмещении убытков правообладатель не указал иного способа их получения, а именно электронной почты.

Документы считаются полученными правообладателем недвижимости со дня:

  • а) вручения ему заказного письма с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который указан им в качестве почтового адреса для связи с ним, либо при его отсутствии указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости или присвоен земельному участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества;

  • б) возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;

  • в) вручения ему таких документов лицом, возмещающим убытки, лично под расписку.

Если документы были направлены по электронной почте, то они считаются полученными правообладателем недвижимости со дня их отправки.

После получения проекта соглашения и документов правообладателю дается также 60 календарных дней для его подписания. Если по истечении данного срока соглашение не заключено, то споры, в том числе связанные с условиями соглашения, рассматриваются судом.

PS: Прочтение проекта Положения, подготовленного Минэкономразвития, оставляет смешанные чувства. С первых абзацев ясно, что документ очень «сырой». В нем много грамматических ошибок и есть ссылка на пункт, которого в Положении просто нет. Чувствуется, что проект готовился в спешке.


1 Поручения от 5 ноября 2019 г. № ВМ-П13-9544, от 22 ноября 2018 г. № 9555п-П13 (п. 1), от 14 декабря 2018 г. № ВМ-П9-8992 (п. 39).