Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ проанализировали новые данные статистики об экономическом росте в 2019 г. и о возможностях его ускорения в ближайшей перспективе. Простых путей к последнему, конечно, не обнаружилось.
Общий вывод аналитиков ЦР из уже опубликованной по итогам 2019 г. статистики — это продолжение структурных изменений в пользу торгуемых секторов (за счет опережающего роста в промышленности в размере 2,4%) при почти двукратном (до 1,3%) замедлении текущих темпов роста экономики в целом. При этом в 2019 г. в прирост ВВП резко сократился как вклад экспорта (изза сокращения его объемов), так и вклад чистого экспорта (изза увеличения объемов импорта).
К положительным итогам года авторы анализа относят ускорение инвестиций (судя по годовым нацсчетам), их опережающий рост в обрабатывающей промышленности, а также ускорение роста ВВП во второй половине 2019 г. по сравнению с первым его полугодием.
При этом аналитики ЦР подчеркивают, что новая годовая статистика идет вразрез с ранее опубликованными данными о снижении (по итогам января — сентября) объема инвестиций в основной капитал в сегменте крупного и среднего бизнеса на 2,2% при замедлении их прироста по экономике в целом до 0,7% (против 5,1% в 2018 г.).
Их предварительные расчеты показывают, что для выхода в ближайшей перспективе на стабильно высокие темпы роста ВВП (выше 3% с 2021 г. и далее) необходимы шаги как по приданию экономическому росту некоторого первичного импульса (за счет комплекса мер бюджетноналоговой, денежнокредитной и структурной политики), так и по поощрению роста мультифакторной производительности (темпами гораздо более высокими, чем «историческая средняя» для России).
Эксперты ЦР при этом отмечают, что находить удачную комбинацию мер экономической политики в условиях очень высокого уровня неопределенности, фиксируемого опросами Росстата с 2014 г., весьма непросто, кроме того, многие из таких мер оказывают противоречивое воздействие на экономическую конъюнктуру и ожидания.
«В частности, вероятное смягчение новым российским правительством в 2020 г. бюджетной политики может, как говорит экономическая теория, иметь косвенный эффект в форме частичного вытеснения экспорта (и чистого экспорта) за счет дополнительного укрепления реального курса рубля (а значит, продолжения начавшегося в 2019 г. торможения вывоза товаров и услуг)», — считает эксперт ЦР НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
Это, по мнению ученого, в условиях слабого внутреннего спроса не позволит усилить опору на гораздо более динамичный внешний спрос.