Профицит бюджета регионов сократился в 100 раз

| статьи | печать

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проанализировало исполнение бюджетов российских регионов в ушедшем году и пришло к выводу, что ухудшение конъюнктуры на глобальных сырьевых рынках в 2019 г. негативно повлияло на поступления налога на прибыль в региональные бюджеты. В сочетании с ростом расходов на реализацию нацпроектов это привело к 100-кратному снижению агрегированного профицита бюджета регионов — с 510 млрд до 5 млрд руб. При этом в 2019 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ превысили расходы в 50 из них, что говорит экспертам агентства о довольно значительной бюджетной устойчивости регионов. Однако аналитики «Эксперт РА» предупреждают, что при длительном сохранении негативного макроэкономического фона регионы рискуют и дальше недополучать доходы по налогу на прибыль. Резервы сдерживания бюджетных инвестиций исчерпаны, что на фоне необходимости финансирования нацпроектов может привести к увеличению бюджетного дисбаланса. Авторы анализа считают, что решением может стать увеличение вливаний из федерального центра либо наращивание долговой нагрузки субъектов РФ.

Агрегированный профицит региональных бюджетов составил 5 млрд руб. по итогам 2019 г. против 510 млрд руб. годом ранее. Один из основных факторов снижения его размера, отмечают аналитики «Эксперт РА», связан с высокой расчетной базой 2018 г. по доходам (прирост последних составил 15,2% к уровню 2017 г.). Результаты высокой сбалансированности 2018 г. были обеспечены ростом налоговых и неналоговых доходов (ННД). Это, говорится в анализе агентства, было преимущественно обусловлено благоприятной внешней конъюнктурой, что в том числе поддерживало высокие цены на сырье, а также динамикой валютного курса рубля. Помимо этого, в прошлом году наблюдался высокий уровень трансфертов из федерального бюджета, в частности, наибольший рост пришелся на дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов.

Ухудшение конъюнктуры на мировых глобальных рынках привело в 2019 г. к замедлению роста налога на прибыль. Тем не менее, отмечают авторы анализа, бездефицитные бюджеты сложились почти во всех федеральных округах, кроме Центрального. Лидерами по профициту консолидированного бюджета стали Красноярский край (38,1 млрд руб.), Ямало-Ненецкий АО (31,7 млрд руб.), Краснодарский край (31,5 млрд руб.). Это регионы с высоким уровнем бюджетной обеспеченности. Доля ННД в консолидированном бюджете Ямало-Ненецкого АО — 96,0%, Красноярского края — 88,9, Краснодарского — 86,8%.

Аналитики «Эксперт РА» указывают, что профицитные бюджеты на протяжении трех лет сохраняются в основном в тех регионах, где высокий уровень самодостаточности (Ямало-Ненецкий АО, Республика Татарстан и другие), но есть и такие регионы, как, например, Республика Дагестан, в которой профицит во многом поддерживается дотациями из федерального бюджета. Максимальный уровень дефицита консолидированного бюджета в Московской области (–74,4 млрд руб.) и Москве (–53,3 млрд руб.). По итогам 2018 г. консолидированный бюджет Московской области также был исполнен с дефицитом (–31,7 млрд руб.). Исполнение бюджета этих регионов с дефицитом в 2019 г. авторы исследования связывают с увеличением расходов без соответствующего роста собственных доходных источников. Так, прирост доходов составил в пределах 10%, а повышение расходов — в пределах 16%.

В прошлом году незначительно изменилась структура доходов. Доля совокупных ННД в структуре доходов сократилась на 1,5 п.п. по сравнению с 2018 г. и составила 81,0%. Это аналитики «Эксперт РА» связывают с началом реализации национальных проектов и соответствующим увеличением поступлений из федерального бюджета дополнительных трансфертов. По итогам 2019 г. безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличились на 17,5%. В структуре трансфертов наибольший рост сложился по иным межбюджетным трансфертам (+72,4%) и субсидиям (+45%).

При этом в абсолютном выражении совокупные налоговые и неналоговые доходы в 2019 г. выросли на 7,5% по сравнению с уровнем годом ранее. Наибольший рост ННД в минувшем году аналитики отмечают в Сахалинской области (+35,1%), Красноярском крае (+22,7%), Севастополе (+21,1%). Снижение наблюдалось ими в девяти регионах. Наибольшее сокращение в Республиках Ингушетия (–13,0%) и Хакасия (–12,1%). Рост ННД связан в основном с увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (+8,2%) и НДФЛ (также +8,2%).

Тем не менее, замечают авторы анализа, динамика роста поступлений по налогу на прибыль сократилась на 14,6 п.п. по сравнению с 2018 г. Причинами значительной прибавки поступлений по налогу на прибыль в 2018-м они называют рост цен на сырье, а также разовые крупные платежи компаний, находящихся на территории регионов. Например, в Республике Башкортостан в бюджет был перечислен единоразовый платеж 16,5 млрд руб. по мировому соглашению АФК «Система» и АНК «Башнефть».

По НДФЛ снижение темпов роста вызвано разовыми платежами налогоплательщиков в 2018 г. (например, в Республике Хакасии налог поступил в размере 5,5 млрд руб. от зарегистрировавшегося на территории региона налогоплательщика), а также замедлением роста заработной платы в прошлом году в связи с отложенной на вторую его половину индексацией заработной платы в госсекторе.

Кроме того, дополняют аналитики «Эксперт РА», наблюдается снижение поступлений по налогу на имущество организаций с 985 млрд руб. в 2018 г. до 919 млрд руб. в 2019-м. Причиной снижения поступлений стало исключение движимого имущества из объектов налогообложения. В целях компенсации выпадающих доходов был увеличен норматив отчислений в бюджеты субъектов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в прошлом году выросли на 14,1%, в том числе — на оплату труда с начислениями на 7,7%, и составили 4224,4 млрд руб. Снижение темпа роста расходов в 2019 г. на 7,5 п.п. по сравнению с годом ранее авторы анализа связывают с тем, что по итогам 2018 г. накопленный с 2014 г. рост зарплаты в частном секторе догнал накопленный рост цен. С учетом этого индексация зарплаты в частном секторе в 2019 г. оказалась меньше, чем в 2017—2018 гг.

Государственный долг субъектов РФ по итогам 2019 г. третий год подряд демонстрирует снижение в результате улучшения собираемости налогов и роста бюджетной устойчивости. По итогам минувшего года долг субъектов составил 2113,0 млрд руб., что на 4,2%, или на 93,3 млрд руб., меньше по сравнению с 2018 г. Наибольшее снижение зафиксировано в Астраханской (–38,3%), Мурманской (–24,9%), Вологодской (–24,0%) областях и Краснодарском крае (–29,0%). При этом на фоне общего снижения долга 12 регионов в 2019 г. увеличили его. Наибольший прирост составил в Иркутской (+38,2%), Московской (+30,4%), Тамбовской (+10,8%) областях, Республике Калмыкии (+16,7%), что аналитики «Эксперт РА» связывают в том числе с привлечением долга на покрытие дефицита бюджета.

Взгляд авторов исследования на 2020 г. менее оптимистичен, чем на результаты 2019-го. Они учитывают, что сложившиеся дефициты привели к сокращению остатков средств на счетах бюджетов. При сохранении негативного макроэкономического фона регионы рискуют недополучить доходы по налогу на прибыль. Резервы сдерживания бюджетных инвестиций исчерпаны, что на фоне необходимости реализации новых нацпроектов может привести к увеличению бюджетного дисбаланса. Это может быть решено как за счет увеличения дополнительных вливаний из федерального центра, так и за счет наращивания долговой нагрузки, заключают аналитики «Эксперт РА».

Стоит напомнить, каким им виделся 2019 г. в аналогичном анализе годичной давности. Тогда они ожидали существенного роста бюджетных инвестиций, финансируемых через региональные бюджеты в связи с реализацией новых майских указов. При этом аналитики прогнозировали, что во многом эти инвестиции будут фондироваться трансфертами из федерального бюджета, а требуемый уровень софинансирования со стороны региональных бюджетов будет небольшим (вплоть до 2%). По их тогдашней оценке, в случае соблюдения таких пропорций софинансирования капрасходов увеличение бюджетных инвестиций в составе консолидированных бюджетов регионов не приведет к росту бюджетных дисбалансов и ухудшению кредитного качества субъектов РФ и муниципалитетов.

В нынешнем анализе его авторы не уточняют, подразумевается ли под сохранением негативного макроэкономического фона еще большее ухудшение конъюнктуры на глобальных сырьевых рынках в начале 2020 г. из-за эпидемии коронавируса в Китае.

Напомним также, что на днях новый глава Кабинета министров Михаил Мишустин поручил своим вице-премьерам чаще посещать регионы с проблемами в экономике, правительству — подготовить программы развития таких регионов и сообщил, что последним будет выделено по 5 млрд руб. до 2024 г.

Государственный долг субъектов РФ, млрд руб.

Дата

Объем

01.01.2016

2318

01.01.2017

2353

01.01.2018

2315

01.01.2019

2206

01.01.2020

2113

Количество профицитных и дефицитных регионов в 2007—2019 гг.

Регионы

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Профицитные

50

39

21

20

26

16

6

11

9

29

38

70

50

Дефицитные

36

45

62

63

57

67

77

74

76

56

47

15

35

Источник: «Эксперт РА» по данным Минфина России