Экспертные центры снижают свои оценки перспектив мировой экономики из-за эпидемии коронавируса. Замедление экономического роста, по оценке МВФ, возможно в двух вариантах. Быстрое окончание вспышки инфекции приведет к скорому восстановлению экономики Китая и минимальным последствиям для других стран. Пандемия коронавируса может вызвать резкое торможение роста в Поднебесной и нарушение глобальных цепочек поставок.
После разочаровывающих показателей экономического роста в 2019 г. в начале нынешнего года, по словам директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой, наметились признаки стабилизации и снижения рисков, включая достижение договоренности первого этапа соглашения по торговле между США и Китаем. Поэтому в январском прогнозе Фонда темпы мирового прироста повысились до 3,3% в 2020 г. и 3,4% в 2021 г. (после 2,9% в прошлом году).
Повышение динамики глобальной экономики, по мнению экспертов Фонда, зависит от улучшения экономических показателей в некоторых странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах. Свою роль в этом играет денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика. Так, либерализация денежно-кредитной политики добавила примерно 0,5 п.п. к росту мировой экономики в прошедшем году. Сорок девять центральных банков 71 раз снижали ставки в рамках наиболее синхронизированных мер денежно-кредитной политики со времени прошлого мирового финансового кризиса.
«Но мировая экономика еще отнюдь не обрела прочной основы, — подчеркивает г-жа Георгиева. — Некоторые факторы неопределенности отступили на задний план, но на их месте появились новые. Надо признать, что неопределенность становится новой нормой».
Наиболее острым фактором неопределенности сейчас, по оценке МВФ, стал коронавирус. В январе аналитики Фонда еще не могли предвидеть эту чрезвычайную ситуацию международного масштаба. Новый вызов глобальной экономике со всей очевидностью напоминает о том, что едва наметившееся восстановление роста оказалось под угрозой из-за прилетевшего «черного лебедя» — эпидемии вируса.
«В зависимости от того, как скоро удастся сдержать распространение вируса, можно предположить несколько сценариев, — прогнозирует глава МВФ. — Если дестабилизирующее воздействие вируса быстро закончится, мы ожидаем, что экономика Китая вскоре восстановится. В этом случае произойдет резкое замедление роста ВВП в Китае в I квартале 2020 г., но лишь небольшое снижение роста за год в целом. Вторичные эффекты для других стран будут оставаться относительно небольшими и непродолжительными, выражаясь главным образом во временных перебоях в цепочках поставок, сокращении туристических потоков и ограничении поездок».
Долговременное и широкое распространение заболевания может привести к более глубокому и длительному замедлению роста в Поднебесной. При этом воздействие на глобальную экономику будет усилено за счет более существенного нарушения цепочек поставок продукции и долгосрочного ослабления уверенности инвесторов, особенно если эпидемия распространится за пределы Китая.
Важная деталь: даже при оптимистичном сценарии развития событий прогнозируемые Фондом темпы мирового роста останутся невысокими во многих регионах. А в среднесрочной перспективе ожидается, что рост останется на уровне ниже средних исторических показателей.
Стоит также отметить, что глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейсус на днях высказал мнение, что нужно подготовиться к возможной пандемии коронавируса. Он напомнил, что универсального лекарства от вируса пока нет, при этом у всех стран существуют свои слабые места, связанные с этой инфекцией.
Риски торговых конфликтов остаются
Трудности, связанные со вспышкой коронавируса, переплетаются с проблемами, которые накопились в глобальной экономике, в частности торговыми конфликтами. Так, первый этап торгового соглашения между Соединенными Штатами и Китаем позволил устранить ряд непосредственных негативных последствий для мирового роста. Благодаря этой договоренности, по мнению аналитиков МВФ, негативное воздействие торгового конфликта на рост ВВП сократится в текущем году, но лишь на 0,2 п.п. Подписанные документы касаются только небольшой части недавно введенных тарифов и устанавливают минимальные объемы увеличения импорта из США в Китай. Ряд принципиальных вопросов в отношениях между США и Китаем остаются нерешенными.
Двусторонние соглашения подобного типа о регулируемой торговле потенциально могут искажать структуру торговли и инвестиций и наносить ущерб мировому экономическому росту. По оценкам Фонда, подобные договоренности о регулируемой торговле в целом обходятся мировой экономике почти в 100 млрд долл.
Сегодня мир нуждается в современной глобальной торговой системе, которая позволит раскрыть весь потенциал торговли услугами и электронной коммерции и при этом защитить права интеллектуальной собственности.
Еще одним барьером на пути стабильного роста глобальной экономики становятся перемены в климате нашей планеты. «Изо дня в день мы видим очевидные проявления урона для жизни людей от изменения климата, — отмечает К. Георгиева. — Вспомним недавние лесные пожары в Австралии. Нам приходится иметь дело и с экономическими издержками. Приведу еще один пример: ущерб от урагана „Мария“ превысил 200% ВВП Доминики и 60% ВВП Пуэрто-Рико».
Сделанные экспертами МВФ расчеты показывают, что типичное стихийное бедствие, связанное с переменами климата, вызывает в пострадавшей стране сокращение роста в среднем на 0,4 п.п. ВВП в соответствующем году. Более того, подобные события случаются все чаще, особенно в беднейших странах и государствах, которые менее всего способны справляться с их последствиями.
Тройной дивиденд
Сократить негативное влияние перемен климата, по оценке МВФ, может трансформация мирового энергетического рынка. Глобальный спрос на нефть пройдет свой пик, согласно недавнему исследованию Фонда, в ближайшие десятилетия. Именно поэтому Совет по сотрудничеству стран Персидского залива и все члены «Группы двадцати» совершенно справедливо вновь обратили усилия на поиск путей к диверсификации источников энергии.
«Инвестиции в чистую энергетику и устойчивую инфраструктуру могут принести то, что я называю тройным дивидендом: предотвращение будущих потерь, обеспечение инновационных выгод и создание новых возможностей для наиболее нуждающихся», — делает вывод г-жа Георгиева.
Например, дополнительные доходы, получаемые от налогов на выбросы углерода, могут быть использованы для снижения налогов в других областях и финансирования помощи пострадавшему населению или для финансирования расходов, позволяющих сократить некоторые разрывы в обществе стран. Для государств и сообществ, подверженных наибольшему риску климатических бедствий, инвестирование в механизмы адаптации является как неотложной задачей, так и эффективным вложением средств. Анализ, проведенный Глобальной комиссией по адаптации, показывает, что выгоды от таких инвестиций могут значительно перевесить сопряженные с ними затраты.