В новом отчете Счетной палаты (СП), краткое содержание которого изложили «Ведомости», резюмируется, что в РФ льготные режимы для отдельных зон в регионах так и не стали способом поддержки экономики и реального эффекта от их введения пока нет.
Счетная палата проанализировала работу особых экономических зон (ОЭЗ, на начало 2019 г. их было 26 зон в 23 регионах), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР; сейчас действует 85 ТОСЭР), промышленных парков (61 парк в 32 регионах) и индустриальных кластеров (45 кластеров в 35 регионах).
По подсчетам СП, за 2006—2018 гг. власти потратили на создание, развитие и поддержку только ОЭЗ 136 млрд руб. из федерального бюджета. Тем, кто вложит в производство в таких зонах 120 млн руб. (из них 40 млн руб. за три года), чиновники предоставляют льготы по налогам и таможенным пошлинам. СП подчеркивает, что социальная, транспортная, инженерная и другая инфраструктура создается все равно за счет бюджета. Хотя инвесторы за 2006—2018 гг. вложили почти 370 млрд руб. (95,5% от плана), создали более 37 тыс. рабочих мест (показатель превысил план на 2%), большая часть инвестиций пришлась всего на четыре зоны — Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и Технополис в Москве, а всплеска роста экономики в таких зонах не произошло.
При этом, отмечают аналитики СП, самим инвесторам не всегда нужна помощь. Например, индустриальные парки и кластеры не успевают раздать субсидии, так как за ними мало обращаются (всего на субсидии за 2016—2019 гг. регионы получили 9 млрд руб.). Сами проекты реализуются медленно.
Счетная палата замечает, что проблемы есть и у ТОСЭР. Пока регионы Дальнего Востока теряют средства из-за таких территорий — в 2017 г. они недополучили 1,5 млрд руб., а в 2018 г. — уже 2,4 млрд руб.
По сведениям СП, налоговые потери моногородов (всего в них сейчас работает 65 зон) пока меньше — 812 млн руб. в 2018 г., но эти потери растут. А население таких городов, напротив, сокращается — на 38,6 тыс. человек за 2016—2018 гг.
Между тем Минэкономразвития меняет программу развития моногородов. Будут расширены действующие и предложены новые инструменты поддержки. Рассматривается возможность поддержки компаний и бюджета моногорода за счет налоговых поступлений, которые идут в федеральный бюджет от новых инвестпроектов.
СП отвечает, что есть общие проблемы всех режимов — качество управления, мониторинг их работы и оценка экономической эффективности. По мнению аудиторов, нужно новое законодательство — о едином механизме развития территорий. Надо заставить регионы обосновывать расходы, а получение льгот должно зависеть от социально-экономических эффектов, пишет СП. Еще в новом законе должны быть описаны общие подходы к оценке эффективности.