Результаты третьего ежегодного исследования PwC «Прогнозы развития технологии искусственного интеллекта» показали, что только 4% руководителей компаний США планируют внедрить технологию ИИ в масштабе компании, тогда как год назад их доля составляла 20%. Результаты исследования позволили экспертам PwC определить основную причину такого «отступления»: необходимо сосредоточиться на основах, прежде чем расширять существующие проекты ИИ.
Составленный экспертами PwC список из пяти приоритетных задач, по их мнению, поможет компаниям сделать правильные шаги по внедрению ИИ в этом году и получить в предстоящие годы больше выгод в результате преобразований. В силу объемности исследования остановимся только на «заданиях» компаниям от PwC на 2020 г.
Внедрение ИИ в «рутину»
В 2020 г. наибольшую удовлетворенность от внедрения ИИ, считают авторы исследования, принесет результат, который может показаться прозаичным, — увеличение производительности внутренних процессов.
Эксперты PwC рекомендуют следующие необходимые действия в 2020 г.:
-
Стратегический подход. Разработка «приемной стратегии» с целью определения областей, в которых ИИ может оказать самое большое воздействие на бизнес, и формирование компетенций (включая данные и кадры), которые необходимы для успешного использования ИИ. Выявление задач, которые являются общими для всех функций компании, чтобы разработать тиражируемые решения на базе ИИ, такие как модель для обработки неструктурированного текста.
-
Организация. Нужно создать централизованный орган контроля, сфера деятельности которого охватывает не только ИИ, но также данные, аналитику и автоматизацию.
-
Определение количественных параметров. Для поддержки внедрения ИИ (и других элементов следующей цифровой революции) следует разработать систему ключевых показателей эффективности (КПЭ) для всей компании. Эта система должна включать показатели эффективности, результативности, а также прорывных/инновационных преобразований существующих бизнес-процессов.
Повышение квалификации по-другому
Настоящее повышение квалификации — это не просто предоставление курсов обучения. Согласно ответам участников опроса PwC (50%), необходимо также предоставлять сотрудникам возможности и стимулы оперативно применять на практике полученные знания.
Необходимые действия в 2020 г.:
-
Чтобы полученные знания преобразовались в эффективную деятельность, которая приносит пользу бизнесу, необходимо, прежде всего, определить, какие навыки требуются, после чего предоставить сотрудникам возможности (в том числе цифровую платформу) для применения и совершенствования приобретенных навыков и обмена полученными знаниями и опытом.
-
Формирование культуры, когда сотрудники сами управляют своим обучением. Передовые программы развития сотрудников формируют новую культуру. Для этого руководители компаний задают направление и устанавливают цели, после чего отходят в сторону: сотрудникам предоставляются инструменты, платформа и стимулы (в виде материального и нематериального поощрения) для обучения новым навыкам с последующим использованием их при выполнении своих обязанностей.
-
Постановка цели по формированию «многоязычного» коллектива. Для более оперативного взаимодействия между специалистами, имеющими различные навыки, и функциональными подразделениями необходимо сформировать «многоязычные» рабочие группы, в состав которых входят инженеры данных, специалисты по этическим аспектам работы с данными, по анализу данных и инженеры по технологии машинного обучения, а также специалисты из отделов по разработке приложений и представители бизнес-подразделений.
Руководство в рамках управления рисками и ответственного применения ИИ
По словам 85% опрошенных (руководителей, активно работающих с технологией ИИ), их компании принимают достаточные меры для защиты от рисков, связанных с ИИ. Однако этот результат дает основание экспертам PwC предположить, что они недооценивают реальный уровень проблем и необходимых усилий.
Необходимые действия:
-
Применение подхода, предусматривающего взаимодействие специалистов из различных подразделений и функций. Независимо от выбранной структуры органа управления ИИ, в его состав должны входить представители руководства, функции закупок, функции по соблюдению нормативных требований (комплаенс), ИТ-функции и специалисты по работе с данными, а также владельцы процессов из различных функций. Его сфера ответственности должна охватывать все предприятие.
-
Укрепление уверенности в системе управления рисками, связанными с технологией ИИ. Обеспечить (с помощью функций по управлению рисками и соблюдению нормативных требований) наличие надлежащих стандартов, средств контроля, тестов и системы мониторинга по всем аспектам рисков, связанных с технологией ИИ. Также потребуется бюджет для аудита решения на базе ИИ точно так же, как для целей кибербезопасности или безопасности облачных платформ.
-
Принимать меры, чтобы поддерживать эффективную деятельность. Эффективная система корпоративного управления и управления рисками не подразумевает медленные действия. Например, правильный уровень объяснимости будет зависеть от уровня риска каждой модели ИИ, позволяя действовать быстрее в некоторых из них. Также возможно осуществить автоматизацию многих процессов управления, таких как сбор данных в таблицах модели и автоматическое определение рейтинга рисков, которые могут проверяться человеком.
Операционализация ИИ
Нельзя получить максимальную выгоду от технологии ИИ, если она используется отдельно от других технологий или применяется только в одном функциональном подразделении либо направлении бизнеса.
Необходимые действия:
-
Встраивание решений на базе ИИ в уже существующий комплекс информационных технологий. Внедрение моделей ИИ, которые отвечают за автоматизацию или принятие ключевых решений, обеспечивая взаимодействие между обученными моделями ИИ и производственными приложениями с целью расширения использования. Встраивание технологии ИИ в информационные технологии должно также обеспечить функционирование обычного слоя услуг ИИ, который позволяет любому приложению быть интегрированным с моделями ИИ.
-
Развитие операционной деятельности с использованием технологии машинного обучения. Главная задача встраивания технологии ИИ в ежедневную операционную деятельность заключается в создании новой функциональной возможности (операционной деятельности на базе технологии машинного обучения), которая объединяет компетенции в области науки о данных с программной инженерией и ИТ-операциями. Чтобы создать эффективную функцию операционной деятельности на базе технологии машинного обучения, большинство компаний должны будут нанять на работу высококвалифицированных специалистов и повышать квалификацию своих сотрудников.
-
Обеспечение доверия к данным. Для масштабного использования технологии ИИ в операционной деятельности необходимо иметь данные, которые являются не только точными, но также стандартизированными, помеченными, полными, объективными, соответствующими нормативным требованиям и защищенными.
Изменение бизнес-модели
Важно рассматривать технологию ИИ не как единственно верное решение, а как элемент комплексной автоматизации или бизнес-стратегии.
Необходимые действия:
-
Пересмотр бизнес-модели. Необходимо оценить создаваемую выгоду для потребителей и определить, как делиться этой выгодой, использовать или инвестировать ее.
-
Монетизация когнитивных активов. По мере внедрения технологии ИИ необходимо создавать уникальные активы данных и когнитивные активы: модели ИИ, содержащие накопленный компанией опыт и приобретенные компетенции в конкретной сфере. Бизнес должен извлекать выгоду из выводов и выходных данных (результатов), предоставляемых этими новыми активами.
-
Временной аспект стратегии с учетом технологии ИИ. Недостаточно иметь годовой цикл планирования и обновлять стратегию раз в полгода, чтобы справиться с быстрыми переменами в результате появления ИИ и других новых технологий. Подход к разработке стратегии должен строиться с учетом возможностей ИИ — это обеспечит более динамичное развитие и повысит устойчивость организации к изменениям, происходящим на рынке.
Самые сложные задачи, связанные с ИИ, % респондентов
Задачи |
Значение |
Количественная оценка доходности инвестиций |
39 |
Утверждение бюджета |
36 |
Обучение имеющихся сотрудников |
36 |
Разработка экономического обоснования (бизнес-кейса) |
34 |
Прием на работу квалифицированных специалистов в области ИИ |
30 |
Промышленная эксплуатация после реализации пилотного проекта |
27 |
Сопровождение производственных систем на базе ИИ |
25 |
Управление процессом конвергенции с другими технологиями |
19 |
Обеспечение надежности систем |
17 |
Стандартизация, интеграция, очистка данных |
13 |
Политика корпоративного управления |
12 |
Источник: PwC |