На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)».
Проект разработан в соответствии с п. 192 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.12.2019 № 3205-р. Он предусматривает устранение ряда проблемных вопросов, возникающих при определении цен для целей налогообложения и осуществлении налогового контроля за ценами, в том числе в процессе заключения соглашений о ценообразовании.
Сейчас согласно подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ к контролируемым относятся сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Речь в этой норме идет о товарах, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы). Однако среди таких групп товаров, как черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, товары мировой биржевой торговли отсутствуют. Получается, что сделки с такими товарами под определение контролируемых не подпадают. Для устранения этой проблемы предлагается в подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ указать, что к контролируемым относятся сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 данной статьи.
В настоящее время не определен порядок исчисления суммы доходов по сделкам, когда лицо, получающее доход, не исчисляет налог на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ, а также в ситуациях, когда сделка совершена с участием комиссионера (агента). Для устранения этой правовой неопределенности планируется ввести в п. 9 ст. 105.14 НК РФ новые положения. Согласно им, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ, используется расчетная величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления. А сделки с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей ст. 105.14 НК РФ приравниваются к сделкам, совершенным непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом, не принимая во внимание наличие комиссионера (агента).
Также предлагается ряд поправок, касающихся заключения соглашений о ценообразовании. В частности, планируется исключить необходимость представления вместе с заявлением о заключении соглашения документов, которые находятся в распоряжении налоговых органов, увеличить максимальный срок рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства с 9 до 27 месяцев.