Госдума приняла в первом чтении поправки в федеральный бюджет на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг., сообщает ТАСС. Поправки были внесены правительством для реализации социальных инициатив президента Владимира Путина, озвученных им в послании Федеральному Собранию 15 января. Накануне Счетная палата выразила сомнение в эффективности поправок в части борьбы с бедностью. А президент рассказал, что никто не виноват в том, что не растут доходы россиян, мол, мировая конъюнктура влияет.
Теперь планируется, что Госдума рассмотрит поправки в бюджет во втором чтении 10 марта, а в третьем чтении — 11 марта.
Примерно 65,4 млрд руб. из средств федерального бюджета в 2020—2022 гг. будет направлено на распространение программы социального контракта по всем субъектам РФ. Более 750 млрд руб. в 2020—2022 г. будет выделено на обеспечение ежемесячной выплаты малоимущим семьям с детьми от трех до семи лет. Порядка 109 млрд руб. направят на обеспечение горячего питания в школах для начальных классов, 246,3 млрд руб. будет потрачено за три года на создание дополнительных мест в школах. На увеличение бюджетных мест в российских вузах будет выделено порядка 1,297 трлн руб. из средств федерального бюджета в 2020—2022 гг.
Как будет обеспечен рост реальных располагаемых доходов
Профицит федерального бюджета сохранен на уровне 0,8% ВВП в 2020 г. и составит 927,583 млрд руб. В 2021 и 2022 гг. профицит бюджета увеличен до 0,6% и 0,3% ВВП соответственно (составит 701,395 млрд руб. и 372,659 млрд руб.).
Прогноз роста реальных располагаемых доходов населения в 2020 г. повышен с 1,5% до 1,9%. Ожидается, что реальная заработная плата в стране в 2020 г. вырастет не на 2,3%, как предполагается в действующем прогнозе, а на 2,4%. А вот инвестиции в основной капитал замедлят темпы роста с предусмотренных сейчас 5% до 4,9%. Оборот розничной торговли в текущем году ускорится не на 0,6%, а сразу на 1,3%.
Расчеты явно построены на ожиданиях, что с торговлей нефтью ничего нехорошего больше не произойдет. Прогноз добычи нефти в России в 2020 г. не изменился и составляет 564 млн тонн. Сохранен прогноз по добыче и на предстоящие периоды, до 2022 г. включительно. Прогноз экспорта нефти на текущий год повышен на 0,8%, до 272,3 млн тонн, на 2021 г. прогноз сохранился — 270,2 млн тонн, в 2022 г. экспорт нефти ожидается в объеме 266,2 млн тонн. На прежнем уровне сохранен прогноз по поставкам на экспорт нефтепродуктов на 2020—2022 гг. — 152 млн тонн в 2020 г. и по 153 млн тонн в 2021 и 2022 гг.
Прогноз по добыче газа в России на 2020 г. скорректирован (–0,2%) по сравнению с первоначальным проектом бюджета — до 747,3 млрд кубометров. На 2021 г. прогноз по добыче остался прежним — 763,6 млрд куб. м, на 2022 г. — 777,6 млрд куб. м. Оценка по экспорту газа повышена на 2020 г. на 0,6% — до 225 млрд куб. м. Прогноз по экспорту газа в 2021 г. не изменился — 237 млрд куб. м, в 2022 г. — 235,4 млрд куб. м.
Стоит отметить, что поправки в бюджет на ближайшие три года предполагают рост доходов от дивидендов на 60 млрд руб. в 2020 г., на 42 млрд руб. в 2021 г. и на 44 млрд руб. в 2022 г. Таким образом, ожидаемые доходы от дивидендов увеличены до 603,6 млрд руб. в 2020 г., до 717,9 млрд руб. в 2021 г. и до 794,3 млрд руб. в 2022 г.
В документе отмечается, что рост доходов от дивидендов связан с увеличением дивидендных выплат госкомпаний до 50% от прибыли.
«Увеличение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, связано с ожидаемым ростом дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в результате доведения размера доли чистой прибыли ряда компаний, направляемой на выплату дивидендов, до 50%», — цитирует ТАСС сопроводительные материалы к документу.
Регионам обещают помочь деньгами для исполнения социнициатив
Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил, почему на этот раз правительство и Госдума намного раньше корректируют основные параметры текущего бюджета. Обычно первые изменения в закон о бюджете вносились после оценки его исполнения в первом квартале, ближе к концу весенней сессии Госдумы.
«Такая оперативность необходима для того, чтобы успеть реализовать весь пакет социальных инициатив из послания Президента РФ Владимира Путина — многие социальные меры вступают в силу и, соответственно, должны быть профинансированы уже с 1 января нынешнего года, — цитирует В. Володина ТАСС. — Например, расширение программы маткапитала на семьи, где родился первенец, и увеличение выплаты при рождении второго ребенка, совершенно новые ежемесячные выплаты малоимущим семьям с детьми от 3 до 7 лет».
В. Володин добавил, что также в этом году начнется реализация закона о бесплатном горячем питании для учеников начальной школы, школьные учителя начнут получать специальную надбавку за классное руководство, регионы получат субсидию на создание дополнительных мест в школах. И в рамках поправок в трехлетний бюджет дополнительно направляются средства на поддержку 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития, перечень которых был утвержден Госдумой (Республики Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Чувашская Республика, Алтайский край, Курганская и Псковская области). «Речь идет о выделении этим субъектам Федерации 10 млрд руб. ежегодно с 2020 по 2022 г.», — сказал В. Володин.
А первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев отметил: «Что касается других не менее важных задач, связанных с реализацией национальных проектов, с развитием сельского хозяйства, то все эти вопросы мы будем еще дополнительно обсуждать, поскольку предполагаем вернуться к бюджету текущего года в весеннюю сессию и внести изменения в связи с изменением доходной базы бюджета, необходимостью оперативного решения возникающих задач и проблем».
Счетная палата опять выразила сомнения
Притормозить динамичное продвижение по пути реализации социальных инициатив президента попыталась Счетная палата (СП). В своем заключении к поправкам в бюджет на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг. СП выразила сомнения в планируемом снижении бедности до 10,8% в 2020 г.
В заключении СП говорится, что реализации социальных мер из послания президента может не хватить для снижения бедности в 2020 г. до уровня 10,8%. В документе СП говорится, что «...влияние мер поддержки населения на снижение уровня бедности может быть переоценено, так как не все инструменты ориентированы непосредственно на малообеспеченное население».
СП говорит о необходимости внедрения адресной помощи и другие понятные вещи, отмечает «риски недостижения прогнозных значений по уровню бедности».
Президент объяснил ТАСС сложность темы повышения доходов граждан
В интервью ТАСС президент России рассказал, что власти беспокоит ситуация с доходами граждан, которые, согласно Росстату, упали на 8,3% за 2014—2017 гг., а затем выросли на 0,1% и 0,8% в последующие два года. «Я это прекрасно понимаю, я вообще понимаю, что это одна из ключевых социальных проблем. Мы должны что-то сделать, правительство должно что-то сделать», — сказал президент.
ТАСС задало вопрос о персональной ответственности чиновников за снижение доходов населения и рост бедности. Президент напомнил, что здесь речь идет о факторах, которые не зависят от властей. «Есть и объективные обстоятельства, понимаете. Ну что можно сказать про персональную ответственность, если снизились цены на нефть на мировом рынке?.. Совершенно очевидно, что нужно поднимать реальные доходы граждан, но в условиях нашей структуры экономики это не так просто».
Структура экономики всегда волновала В. Путина, он настойчиво призывал и призывает к диверсификации хозяйства, к уходу от сырьевой зависимости. В интервью он отметил, что нефтяная зависимость российской экономики снижается. «Мы реально уходим от этого, потому что доля ненефтегазовых доходов растет», — заявил В. Путин, добавив, что это этот процесс «требует времени».
Президент рассказывал ТАСС: «Дополнительные усилия правительство точно обязано предпринять, сейчас мы это и обсуждаем... для решения этой проблемы инициированы национальные проекты с тем, чтобы изменить структуру экономики и подтолкнуть развитие на собственной базе».
К сведению
Судя по поправкам, доходы бюджета вырастут на 214 млрд руб. в 2020 г., на 646 млрд руб. в 2021 г. и на 755 млрд руб. в 2022 г. Доходы бюджета составят 20,6 трлн руб. в 2020 г., 21,9 трлн руб. в 2021 г. и 22,8 трлн руб. в 2022 г. Расходы составят 19,7 трлн руб. в 2020 г., 21,2 трлн руб. в 2021 г. и 22,4 трлн руб. в 2022 г. При этом профицит бюджета в 2020 г. остается на запланированном ранее уровне.
По данным Минфина, доля ненефтегазовых доходов в российском бюджете по итогам прошлого года упала ниже 40% (7,924 трлн руб.), а в 2018 г. она составляла 46% (9,017 трлн руб.).