Межстрановые сопоставления всегда увлекательны, а в области высоких технологий тем более. В данном случае речь об интернете, за что спасибо Институту статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, подготовившему по заказу Координационного центра доменов .ru/.рф обстоятельный аналитический доклад «Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах». Труд ученых отразил новейшие результаты исследования, которое проводится ими третий год подряд. Интересное чтение. Ниже, к сожалению, только краткие выводы.
Глобальное информационное пространство сегодня включает 354 млн доменных имен, из которых 5,9 млн — российские (5,0 млн — .ru, 0,8 млн — .рф и 0,1 млн — .su).
Домен «.ru» находится на шестом месте среди национальных доменов верхнего уровня (без учета бесплатных моделей регистратур).
Телекоммуникационная инфраструктура
В 2011—2018 гг. в России наблюдался активный рост числа абонентов широкополосного доступа к интернету (ШПД) в расчете на 100 человек населения. По фиксированному интернету прирост составил 76%, мобильному — 80%. За последние 11 лет число абонентов фиксированного ШПД увеличилось в шесть раз.
По данным Международного союза электросвязи (МСЭ), в 2018 г. в мире на 100 человек населения приходилось 14,1 абонента фиксированного и 69,3 — мобильного интернета.
В большинстве стран развитие мобильного и фиксированного интернета происходит с одинаковой скоростью. По доле абонентов, подключенных к интернету с использованием оптоволоконных линий связи, Россию (77,6%) опережают только Республика Корея (80,4%) и Япония (78,3%).
По скорости подключения к интернету безусловное лидерство принадлежит Республике Корее, где 100% абонентов имеют доступ к интернету со скоростью передачи данных более 10 Мбит/с. В России почти 20% аудитории интернета охвачены им на скоростях от 2 до 10 Мбит/с и 73,4% абонентов — более 10 Мбит/с. Схожие результаты зафиксированы в Латвии (78,2%), Люксембурге (77,3%), Турции (77%), Польше (75,6%), Словакии (68%).
В Бельгии, Дании, Польше, Швеции, Болгарии, Нидерландах, Швейцарии, Эстонии, Италии, Литве, Словакии 100% населения проживают на территории, покрытой мобильным интернетом, из них 99,5% охвачены интернетом по технологии 3G, 98,6% — по технологии LTE/WiMAX.
Пользователи интернета
В 2018 г. в России доступ к интернету имели 76,6% домашних хозяйств, в том числе 73,2% — к широкополосному. За последние пять лет доля домохозяйств, подключенных к интернету, увеличилась на 9,4%. Несмотря на ежегодный рост, доля домашних хозяйств, подключенных к интернету, в России не столь высока, как во многих европейских странах, и сопоставима с уровнем Литвы, США, Греции и Португалии.
По данным МСЭ, интернетом пользовался каждый второй житель Земли (51,2%). Аудитория интернет-пользователей в России также ежегодно увеличивается. Более двух третей (69%) россиян в возрасте 15—74 лет пользуются им ежедневно, еще 11% — не реже одного раза в неделю. Самые высокие показатели традиционно отмечаются в странах ЕС, где более 83% взрослого населения регулярно выходят в Сеть (в том числе 76% — ежедневно).
Доля «мобильной» аудитории России (65%) сопоставима с аналогичными показателями Швейцарии, Франции, Эстонии (по 68%), Словении, Турции, Чешской Республики (по 64%) и значительно превышает уровень США (47%) и Японии (38%).
Среди российских пользователей интернета доля столкнувшихся с угрозами информационной безопасности имеет тенденцию к сокращению — 34,2% в 2015 г. и 27,9% в 2018 г. Шестеро из десяти россиян в возрасте 15—74 лет (62,9%) в 2018 г. при выходе в интернет пользовались социальными сетями. По этому показателю Россия входит в 15 стран-лидеров, уступая Японии (89%), Венгрии и Румынии (по 86%), Норвегии и Турции (по 84%), Бельгии (82%), Дании (81%), Болгарии и Португалии (по 79%).
Лишь каждый третий россиянин (34%) в возрасте 15—74 лет для общения использует электронную почту. Для сравнения: в скандинавских странах — более 94% пользователей интернета, в Нидерландах — 97%, в Великобритании, Германии, Венгрии, США, Эстонии — от 90 до 94%.
В России облачные сервисы — хранилища данных в сети Интернет — применяют треть взрослых пользователей сети (35%). В большей степени, чем в России, они востребованы жителями Турции (61%), Португалии (60%), Великобритании (55%), Венгрии и Нидерландов (по 54%), в наименьшей — США (17%).
По готовности населения к дистанционным операциям, связанным с финансовыми услугами, Россия находится на одном уровне с Турцией (40%) и Грецией (38%), значительно опережая Японию (16%), Болгарию (11%) и Румынию (10%). В Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Дании, Швеции и Эстонии финансовые операции в сети воспринимаются как обыденное действие: их осуществляют более 90% пользователей.
По наличию цифровых навыков у населения Россия практически не уступает странам Евросоюза: 79% населения в России и 83% в ЕС обладают такими навыками. Однако среди россиян существенно выше доля лиц с низким уровнем владения цифровыми навыками и ниже доля лиц, обладающих навыками выше базового уровня.
Цифровая трансформация бизнеса
Лидер Индекса цифровизации бизнеса Финляндия имеет 100%-ный охват организаций широкополосным интернетом, самые высокие показатели использования облачных сервисов (65%), при этом электронные продажи осуществляют менее четверти организаций страны.
Республика Корея при отставании от лидера по значению Индекса цифровизации бизнеса более чем на 15% занимает первое место по использованию RFID-технологий (применяют 43% организаций) и демонстрирует низкий уровень востребованности облачных сервисов (17%).
Значение Индекса цифровизации бизнеса по России на треть ниже показателя Финляндии. Наиболее выигрышные позиции, близкие к среднему значению по сравниваемым странам, Россия занимает в использовании облачных сервисов. Показатель распространения в организациях RFID-технологий наполовину ниже среднего уровня, ERP-систем — на треть.
В среднем по рассматриваемым странам треть организаций предпринимательского сектора оснащены ERP-системами. Самые высокие результаты достигнуты в Бельгии, Нидерландах, Литве и Испании — 46—54%. В России ERP-системы применяют 21,6% организаций предпринимательского сектора. За последние три года этот показатель вырос на 6 п.п.
Электронные продажи наиболее активно ведутся в Австралии, Ирландии, Дании, Швеции (32—48% организаций). В России 15% организаций в 2018 г. продавали товары и услуги по заказам, полученным по интернету (через веб-сайт, экстранет, EDI-сообщения).
В 2018 г. в России занятые в профессиях с интенсивным использованием ИКТ составляли 11,1%, что сопоставимо со средним значением по странам Евросоюза.
Сектор ИКТ
В последнее десятилетие вклад сектора ИКТ в ВВП менялся незначительно. При этом внутри сектора наблюдаются сдвиги в сторону роста вклада сегмента «Отрасль информационных технологий и оказание других информационных услуг» при сокращении доли производства ИКТ и деятельности в сфере телекоммуникаций.
По доле сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости (ВДС) предпринимательского сектора с большим отрывом от остальных стран лидирует Республика Корея (9,6%). В России величина этого индикатора находится на уровне 3,2%, что близко к значениям Испании и Норвегии (по 3,4%), Бразилии и Греции (по 3,1%).
Максимальный удельный вес сектора ИКТ в численности занятых зафиксирован в Швейцарии (4,7%) и Эстонии (4,5%). В России этот показатель составляет 2,6%.
Основными экспортерами товаров ИКТ являются Китай, США и Республика Корея, при этом Китай — абсолютный лидер, его доля составляет 30,7% общемирового объема экспорта товаров сектора ИКТ. Это в четыре раза выше, чем в США и Республике Корее (7,3 и 7,1% соответственно). В России этот показатель находится на уровне 0,1%.
Первенство по доле экспорта ИКТ-услуг принадлежит Ирландии, в общемировом экспорте ее доля составляет 16,7%, что более чем вдвое превышает объем экспорта таких стран, как Китай (7,8%), США (7,4%) и Германия (6,7%). В России этот показатель находится на уровне 0,9%, завершают выводы ученые ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Группировка стран по числу абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к интернету: 2018
Мобильный ШПД, число абонентов на 100 человек населения |
Фиксированный ШПД, число абонентов на 100 человек населения |
||
высокое |
среднее |
низкое |
|
высокое |
Япония, Финляндия, Эстония, США, Дания, Латвия, Австралия, Швеция, Нидерланды, Республика Корея |
— |
— |
среднее |
Норвегия, Великобритания, Швейцария, Люксембург, Франция, Германия, Греция, Канада, Бельгия, Португалия |
Польша, Ирландия, Литва, Новая Зеландия, Испания, Болгария, Италия, Австрия, Чешская Республика, Россия, Словакия, Китай, Румыния, Словения, Венгрия |
— |
низкое |
— |
— |
Бразилия, Египет, Мексика, Турция, ЮАР |
Источник: НИУ ВШЭ |