Правила международной торговли Инкотермс определяют распределение между покупателем и продавцом транспортных расходов, момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели товара, а также момент фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя и, следовательно, выполнения обязательств по срокам поставки. Правила Инкотермс не являются обязательными, а применяются, если стороны прямо договорились об этом. В январе 2020 г. вступила в силу новая редакция правил. Подробнее о том, какие изменения в ней предусмотрены, читайте в материале.
В январе 2020 г. вступили в силу новые правила международной торговли Инкотермс-2020 (International commercial terms), регулирующие права и обязанности сторон при доставке товара от продавца к покупателю. Новые правила разработаны в Международной торговой палате в результате пересмотра и упрощения предыдущих правил, действовавших с 2010 г.
Со времени своего появления в 1936 г. правила международной торговли не раз модернизировались, что находило свое отражение в многочисленных редакциях Инкотермс 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 гг.
Новая редакция правил начала разрабатываться еще в 2016 г. В сентябре 2019 г. они были впервые опубликованы, а с 1 января 2020 г. вступили в силу во всех странах, присоединившихся к данным правилам (а это — большинство современных государств на всех континентах).
В редакционную группу, которая перерабатывала правила Инкотермс-2010, вошли представители США, Великобритании, Германии, Франции, Турции, Австралии и Китая. Стоит отметить, что принятие новых правил Инкотермс не означает полной отмены предыдущих версий — по-прежнему можно использовать и правила Инкотермс-2010, и их более ранние версии.
Что такое Инкотермс?
Сами правила Инкотермс регулируют следующие ключевые направления. Во-первых, распределение транспортных расходов по доставке товара из пункта продажи в пункт покупки между продавцом и покупателем. В соответствии с правилами определяется, какие расходы несет продавец товара, а какие — покупатель товара.
Во-вторых, правилами регулируется момент перехода с продавца на покупателя возможных рисков повреждения, утраты, гибели товара, что также немаловажно, особенно в условиях транснациональных сделок, когда товар следует из одних стран в другие, часто преодолевая внушительные расстояния.
В-третьих, Инкотермс регулируют вопросы определения момента поставки товара, то есть момента его фактической передачи продавцом покупателю или его представителю, а также выполнение сторонами сделки своих обязательств по срокам поставки товара. В правилах данные аспекты заключения сделок прописываются достаточно детально, что позволяет исключить возможные противоречия и несогласованности во взаимоотношениях между участниками рынка.
Благодаря правилам Инкотермс на международном рынке применяется универсальный язык совершения торговых сделок, позволяющий исключить возможные недопонимания участников международных торговых сделок и способствующий дальнейшему развитию глобальных торговых связей, минимизации возможных рисков при транснациональной торговле.
Обратим внимание, что правила Инкотермс не являются альтернативой договору купли-продажи. В них не определен товар, не устанавливаются его цена или способ оплаты. Также в правилах не прописываются последствия для сторон в случае нарушения условий договора. В правилах Инкотермс указываются обязанности сторон по перевозке, погрузке и разгрузке товара, его таможенному оформлению, оплате налогов, сборов и пошлин, переходу рисков в случае утери или повреждения товара в различных ситуациях.
Каждое правило Инкотермс содержит два раздела. Раздел «А» предусматривает обязанности продавца, а раздел «В» — обязанности покупателя товара. Каждый раздел содержит по десять статей: «общие обязанности сторон»; «поставка товара»; «переход рисков»; «перевозка товара»; «страхование товара»; «перевозка и транспортные документы»; «таможенное оформление экспорта и импорта»; «проверка, упаковка и маркировка товара»; «распределение расходов»; «уведомления».
Чем Инкотермс-2020 отличаются от Инкотермс-2010?
На самом деле различия между двумя версиями международных правил минимальны, особенно если сравнивать масштабы изменений Инкотермс-2020 и Инкотермс-2010 с Инкотермс-2010 и Инкотермс-2000.
Так, например, Инкотермс-2010, в отличие от Инкотермс-2000, содержал 11 терминов вместо 13 и два новых сформулированных положения — DAP (поставка до пункта) и DAT (поставка до терминала), в нем были установлены новые трактовки затрат и рисков в условиях поставки FOB (франко-борт), CIF (стоимость, страхование и фрахт) и CFR (стоимость и фрахт). Переход рисков был установлен лишь после отгрузки на борт.
Первоначально, когда редакция Инкотермс-2020 только готовилась, многие специалисты ожидали, что в новой версии исчезнут использовавшиеся прежде термины DDP, EXW, FAS и появятся новые термины для обозначения условий поставки CNI, DTP и DPP. Но ни один из вышеуказанных терминов не подвергся удалению, так же как не появились и новые термины. Тем не менее отличия Инкотермс-2020 от Инкотермс-2010 все же имеют место.
Так, одно из прописанных в правилах условий поставок все же подверглось переименованию. Речь идет о термине DAT — Delivered at Terminal — «доставка на терминале». Это обозначение было переименовано в условия поставки DPU Инкотермс-2020 (Delivered Named Place Unloaded) — «доставка на место выгрузки».
Остановимся на данном моменте более подробно. Необходимость в изменении термина возникла в связи с тем, что в Инкотермс-2010 фигурирует два понятия: DAT Инкотермс-2010 — «доставка на терминале» и DAP Инкотермс-2010 — «поставка в месте назначения». Если под DAT понимается доставка, осуществляющаяся после выгрузки товара с транспортного средства и представления покупателю в терминале, то под DAP понимается доставка, осуществляющаяся до выгрузки товара, то есть в стадии готовности к разгрузке с транспортного средства.
Изменение термина позволит проявлять большую гибкость в отношениях между продавцом и покупателем. Уже нет привязки к конкретному терминалу, что позволяет договориться о передаче товара в любом удобном и продавцу, и покупателю месте. В то же время правило DPU в Инкотермс-2020 становится единственным правилом, поручающим продавцу разгрузку товара в месте его доставки.
Впрочем, есть один нюанс, который можно рассматривать и как недостаток новых правил. Правило DAP Инкотермс-2020 не указывает в качестве места доставки именно помещение покупателя.
И это влечет за собой определенную проблему. Одно дело, когда автотранспорт доставляет груз на склад или в магазин покупателя, и другое дело, когда используются смешанные перевозки — сначала груз везут по морю или воздушным транспортом, требуется таможенное оформление, и товар находится в аэропорту, проходя таможенную очистку. В это время товар находится под риском покупателя, и если у него возникают проблемы с таможенными органами, то доставка товара продавцом сталкивается с препятствием, возникающим из-за действий покупателя.
Таким образом, в Инкотермс-2020 было произведено лишь одно изменение в терминах. Что касается условий поставки товара, их перевозки, таможенного оформления, распределения расходов, то в каждом из данных направлений также имеют место некоторые изменения.
Как поменялись требования к безопасности и таможенному оформлению
В Инкотермс-2020 мы видим более серьезное отношение к вопросам организации безопасности транспорта и перевозок. В новых правилах безопасность транспорта стала нормой. Статья А4 / В4 «Перевозка» требует от продавца товара соблюдать требования безопасности, связанные с транспортом. Покупатель должен иметь возможность получения любой информации, которая относится к сфере безопасности транспорта.
Кроме того, в статье А7 / В7 «Таможенное оформление экспорта/импорта» также прямо прописываются обязанности продавца по выполнению любых формальных требований, связанных с обеспечением безопасности. Продавец должен осуществлять помощь покупателю в получении любой информации, связанной с таможенными формальностями.
Расходы на обеспечение безопасности транспорта становятся более значимыми в перечне обязательств по расходам, которые несет продавец. В то же время в Инкотермс-2020 не конкретизируются отдельные аспекты безопасности транспорта, не говорится о том, идет ли речь о кибербезопасности или о каких-либо других направлениях.
Что касается таможенного оформления, то в Инкотермс-2020 детально прописывается ответственность продавца и покупателя за выполнение требований к таможенному оформлению на границе, а также о расходах и рисках, связанных с издержками при таможенном оформлении. Впервые включен в правила выпуск товаров, находящихся в пути. Ответственность в данном вопросе возлагается на ту сторону, которая принимает риск перевозки до места назначения. Соответственно, если риск перевозки переносится в стране продавца, то ответственность за таможенное оформление лежит на покупателе. Точно так же действует это правило и в обратном направлении — тогда ответственность лежит уже на продавце.
Как изменились условия поставки FCA
В Инкотермс-2020 произошли определенные изменения в условиях поставки FCA (Free Carrier/франко-перевозчик). Отметим, что FCA — наиболее распространенное и часто применяемое правило Инкотермс, которое охватывает до 40% международных коммерческих операций. Применение данного правила позволяет осуществлять отгрузку товаров не только на терминале, но и в аэропорту, порту, на железнодорожном вокзале, по конкретному адресу покупателя.
В Инкотермс-2020 предусматриваются два варианта отгрузки товара продавцом. Во-первых, это может быть территория продавца, то есть его предприятие, склад, магазин. Доставка в данном случае считается выполненной, когда товар продавца загружен на прибывшее за ним от покупателя транспортное средство.
Во-вторых, это может быть территория, продавцу не принадлежащая. К такой территории можно отнести морской порт, аэропорт, терминал, вокзал. В данном случае отгрузка считается завершенной после того, как товар погружен на оплаченное продавцом транспортное средство. При этом обязанности по выгрузке товара продавец не несет.
Новые правила Инкотермс-2020 предполагают возможность в рамках условия поставки FCA для продавца и покупателя указывать в договоре купли-продажи, что покупатель обязует своего перевозчика выдать коносамент с бортовой записью продавцу. Это нововведение позволит исключить проблемы, которые часто имели место при доставке товара морским транспортом и приводили к многочисленным конфликтным и спорным ситуациям во взаимоотношениях продавца, покупателя и морского перевозчика.
Прежде продавец, если была договоренность об оплате банковским аккредитивом, подтверждал отправку товара покупателю, предоставляя в банк коносамент с пометкой «на борту». Однако в большинстве случаев морской перевозчик коносамент не предоставлял, что приводило к использованию для морских перевозок товаров условий поставки FOB. Связанные с этим неудобства и привели к тому, что было решено прописать в новых правилах возможность выдачи транспортного документа.
Как регулируется перевозка собственным транспортом
Правила Инкотермс-2010 подразумевали, что перевозку товара от продавца к покупателю осуществляет сторонний перевозчик, нанятый продавцом или покупателем (логистическая компания, предприниматель). Однако на практике довольно распространены случаи, когда транспортировкой товара занимается сам продавец или покупатель и привлечение стороннего перевозчика не требуется. Но данный вопрос международные правила до последнего времени не учитывали.
В правилах Инкотермс 2020 г. существующий пробел в плане регулирования перевозки товара собственным транспортом был устранен. Теперь в правилах прямо предусмотрена возможность использования собственного транспорта для доставки товара от продавца к покупателю, что значительно упрощает регулирование поставок товара.
Нововведения в сфере страхования товара
Еще одно интересное нововведение в Инкотермс-2020 связано со сферой страхования товара. Согласно правилам поставки CIF Инкотермс-2020 (Cost Insurance and Freight/Стоимость, страхование и фрахт) и условиям поставки CIP Инкотермс-2020 (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до) продавец товара страхует товар в пользу покупателя. Как и в правилах 2010 г., в новых Инкотермс требуется минимальное страховое покрытие товара.
Однако это обстоятельство не мешает продавцу и покупателю договориться о таком уровне страхового покрытия, который устроит обе стороны. И тогда этот уровень покрытия также отражается в контракте. Минимальное страховое покрытие и страховая сумма составляют не менее 110% от общей стоимости товара, приобретенного покупателем.
Продавец обязан застраховать товар от всех рисков как минимум на данную сумму, однако может быть достигнута и договоренность между сторонами на более низкую сумму страхового покрытия, особенно когда речь идет о достаточно дешевом в рознице товаре. В этом случае высокий уровень страхового покрытия привел бы к значительному повышению отпускной цены товара.
Судебная практика по Инкотермс
Говоря о применении правил международной торговли на практике, нельзя не коснуться и такого важного вопроса, как анализ судебной практики, решений, принятых судами различных инстанций и в разных странах мира. Понятно, что поскольку новые правила в январе 2020 г. только вступили в силу, судебная практика по ним еще не сформировалась.
Но зато мы обладаем богатым материалом по судебной практике с применением Инкотермс-2010. Рассмотрим примеры из практики, в которых арбитражные суды РФ подтвердили подсудность споров из договоров с применением правил Инкотермс в неочевидных ситуациях.
Примеры из практики
В 2015 г. российская компания обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по двум договорам купли-продажи, базис поставки — CFR (Cost and Freight/Стоимость и фрахт) Япония, согласно которым из Японии должен был быть поставлен товар — морепродукты. Однако суд возвратил иск со ссылкой на то, что данный вопрос неподсуден Арбитражному суду Камчатского края, поскольку в споре участвует в качестве ответчика иностранное лицо и отсутствуют условия для отнесения возникшего спора к компетенции арбитражных судов Российской Федерации, предусмотренные ст. 247—249 АПК РФ. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что базис поставки CFR Япония означает обязанность продавца передать морепродукты в порту Японии.
Истец, обратившийся с кассационной жалобой, в свою очередь, настаивал на подсудности спора Арбитражному суду Камчатского края, указывая, что спорное правоотношение неразрывно связано с территорией РФ. Дело в том, что указанный базис согласно Инкотермс-2010 означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар; риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна; продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт для доставки товара до поименованного покупателем порта назначения — при соблюдении этих условий обязательства по поставке считаются исполненными. Фактически отгрузка осуществлена из порта Владивосток, то есть исполнение имело место в РФ. Кроме того, второй частью договора является оплата; право собственности на денежные средства, перечисленные в оплату за поставленный товар, у продавца могло возникнуть с момента приходной записи по указанному в договоре счету; в договоре указан счет истца для зачисления денежных средств, открытый в банке на территории РФ — в г. Петропавловске-Камчатском.
В итоге арбитражный суд Дальневосточного округа поддержал позицию истца в той части, в которой возникший спор относится к компетенции судов Российской Федерации, а учитывая его экономический характер и статус участников, — к подведомственности арбитражного суда Российской Федерации. Тем не менее он подтвердил выводы нижестоящих судов о неподсудности спора Арбитражному суду Камчатского края. Дело в том, что правила Инкотермс не регулируют процесс перехода права собственности, в договорах отсутствовало указание на конкретный порт отгрузки товара, а анализ прилагаемых документов показал, что отгрузка осуществлялась в порту Владивостока. Соответственно, хотя исполнение по договорам купли-продажи в части поставки товара имело место на территории Российской Федерации, относящимся к месту исполнения договора арбитражным судом является Арбитражный суд Приморского края, а не Арбитражный суд Камчатского края.
Таким образом, кассация пришла к выводу, что возникший спор между российской компанией и компанией-поставщиком относится к подсудности Российской Федерации, однако иск все равно подлежал возвращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ в связи с неподсудностью (территориальной) спора Арбитражному суду Камчатского края.
Постановление АС Дальневосточного округа от 31.08.2015 № Ф03-3864/2015 по делу № А24-1845/2015
Еще в одном деле компания обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к акционерному обществу о взыскании 85 088 долл. США. Стороны заключили контракт, по которому продавец продает, а покупатель покупает товар на условиях поставки DAP г. Ташкент или DAP г. Фергана авиатранспортом в редакции Инкотермс-2010. Общая стоимость контракта была определена в сумме 191 632 долл. США с учетом таможенной очистки товара. Продавец свои обязательства исполнил, однако ответчик оплату не произвел, в связи с чем образовалась задолженность. Право требования по договору переуступили компании-истцу, которая обратилась в суд. Суд принял решение о взыскании задолженности в размере 85 088 долл. США в пользу истца, оплаты судебных издержек и пошлины.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2017 по делу № А40-34299/17-102-338
Как показывает практика, истцы и ответчики в российских судах довольно часто апеллируют к международным правилам Инкотермс, но предпочитают толковать их так, как им выгодно. Суды, разбирая исковые заявления и анализируя все обстоятельства рассматриваемых дел, принимают решения, в том числе учитывая реальную возможность применения правил Инкотермс к каждой конкретной ситуации. Например, в одном из споров об утрате груза, рассматривавшемся судами различных инстанций, истец ссылался на переход на ответчика риска случайной гибели товара в связи с оговоренными сторонами в договоре условиями поставки — FCA по Инкотермс-2010.
Однако судом было установлено, что базис поставки FCA по Инкотермс-2010 подразумевает, что обязательства продавца ограничиваются отправкой товара и риски переходят к покупателю в момент доставки товара перевозчику. Поскольку доказательства передачи товара перевозчику истец не представил, говорить об утрате груза и ответственности по вине покупателя не представляется возможным.
Принятие новых правил международной торговли Инкотермс-2020 неизбежно также отразится в судебной практике. В обозримом будущем нам представится возможность анализировать судебные процессы, в которых будут фигурировать уже измененные правила Инкотермс-2020.
Почему были необходимы изменения в Инкотермс
Несмотря на то что многие торговые операции осуществляются без использования правил Инкотермс, сложно отрицать их значимость для цивилизованной организации торговли. В первую очередь важность применения правил Инкотермс становится ясна при возникновении споров и противоречий между продавцом и покупателем, продавцом и перевозчиком, покупателем и перевозчиком. Именно следование международным правилам торговли исключает возможность возникновения многих противоречий. Если же спорные ситуации все же возникают, то они легко разрешаются в судебном порядке.
Мы рассмотрели основные изменения и выделили основные причины их внесения в международные правила Инкотермс-2020. Несмотря на то что изменения имеют место, они все же не столь существенны. Теперь до 2030 г. международная торговля будет регулироваться новыми правилами. Но не исключено, что в процессе применения новых правил торговли в них будут вноситься текущие изменения. Их внесение может быть обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, это широкое использование цифровых технологий в международной торговле, а во-вторых — необходимость регулирования поставок интеллектуальной собственности.
В любом случае и профессиональным юристам, работающим в компаниях или сотрудничающим с ними в качестве внешних консультантов, и руководителям компаний, предпринимателям следует ознакомиться с правилами Инкотермс-2020, особенно если деятельность бизнеса связана с международными торговыми операциями.