Витамины роста прежние — сырье и административная рента

| статьи | печать

Рейтинг экономического здоровья российских регионов, представленный рейтинговым агентством «Эксперт РА», еще раз показал, что лидирующие позиции по ключевым социально-экономическим показателям занимает столица. Вместе с ней в группу регионов-лидеров вошел Санкт-Петербург вкупе со столичными областями и добывающие территории. Отстающие регионы не располагают сырьевыми ресурсами и административной рентой, поэтому уповают на помощь федерального центра и реализацию национальных проектов.

Интегральный рэнкинг экономического здоровья российских регионов, подготовленный «Эксперт РА» совместно с Фондом Росконгресс, свидетельствует о росте их социально-экономических показателей второй год подряд. Причем рост был фронтальным и затронул как лидирующие субъекты Федерации, так и отстающие территории.

Соотношение долей лидеров и аутсайдеров в рэнкинге по сравнению с предыдущим годом улучшилось. Но между ними по-прежнему сохраняется высокая степень дифференциации по экономическому развитию и уровню жизни. Первая десятка регионов по сравнению с 2018 г. осталась почти неизменной, однако некоторые участники группы топ-10 поменялись местами.

Лидеры и аутсайдеры

В число лидеров рэнкинга экономического здоровья вошли регионы, имеющие институциональную ренту (Москва, Санкт-Петербург и столичные области), субъекты Федерации, богатые сырьем (Сахалинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО), располагающий развитым обрабатывающим сектором и сырьем Татарстан, а также Магаданская область, где отличные показатели промпроизводства и ВРП.

Аутсайдеры, напротив, располагают незначительными сырьевыми ресурсами либо не имеют их совсем. Для их региональных экономик характерна зависимость от бюджетных вливаний и неразвитость корпоративного сектора.

По сути, экономически здоровыми, по оценке «Эксперт РА», являются регионы с сырьевой рентой и очень высоким уровнем зависимости от природных ресурсов. Это области, в которых высока доля добывающих отраслей в валовом региональном продукте (ВРП).

Однако сырьевая специализация влияет не только на темпы экономического роста. Она предопределяет и региональные диспропорции в социально-экономическом развитии. Сырьевые регионы притягивают инвестиции, привлекают квалифицированные и мобильные трудовые ресурсы, что сказывается на уровне социально-экономических показателей в целом. Но идут все эти потоки в основном в добывающий сектор.

У отстающих регионов степень развития региональной экономики, благосостояния населения и эффективности бизнеса во многом зависит от позиции местных властей, длительности и системности их активных действий, а также от федеральной поддержки. Летом 2019 г. десять экономически слабых регионов получили кураторов из числа федеральных министров, которые должны подготовить комплекс экстренных мер по развитию их экономик. В перечне оказались Республики Карелия, Тыва, Чувашия, Калмыкия, Марий Эл, Адыгея, Псковская и Курганская области, Алтайский край. Кураторы призваны помочь этим регионам определить болевые точки в инфраструктуре, выбрать наиболее перспективные инвестпроекты, разработать локальные программы социально-экономического развития и начать их практическую реализацию.

В среднесрочной перспективе на уровень экономического развития регионов окажет влияние реализация указов президента страны, нацеленных на повышение благосостояния и качества жизни населения, а также реализация национальных проектов. Способствовать этому будут мероприятия по поддержке демографии, сокращению бедности населения, стимулирование инвестиций, инноваций и венчурного финансирования.

Показатели бизнеса выросли в 82 регионах

В первую десятку рэнкинга «Эксперт РА» экономического здоровья бизнеса вошли обе столицы, Ленинградская область, добывающие регионы (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Якутия, Сахалинская и Тюменская области), Красноярский край и Татарстан.

У регионов с высокими показателями развития бизнеса весьма приличный уровень ввода жилья, что свидетельствует о наличии платежеспособного спроса, соответствующей инфраструктуры — строительной, энергетической, финансовой и т.д.

Низкий уровень вводов жилья наблюдается в регионах Крайнего Севера, что объясняется продолжающимся оттоком населения. Так, в Мурманской области отток населения привел к слабой востребованности жилья, что обусловило практически полную утрату строительной отрасли в регионе, и широкому предложению жилья на вторичном рынке. В свою очередь, программа реновации в Москве будет способствовать повышению уровня вводов жилья на душу населения.

Регионы-аутсайдеры по оценке экономического здоровья местного бизнеса характеризуются низкой интенсивностью инвестиционных процессов и слабой эффективностью региональных предпринимателей, что приводит к небольшим удельным поступлениям по налогу на прибыль и налогам на совокупный доход.

Важная деталь: положительная динамика показателей экономического здоровья регионального бизнеса наблюдается в подавляющей части субъектов Федерации — в 82 регионах из 85.

Лидеры по динамике экономического здоровья регионального бизнеса представлены как небольшими регионами, на которых сказывается эффект низкой базы, так и крупными промышленно-развитыми территориями, где позитив обусловлен повышением эффективности бизнеса.

Значимым фактором в улучшении экономического здоровья регионального бизнеса, по мнению аналитиков «Эксперт РА», являются планы нового правительства в области реновации. Положительная динамика показателей тут может быть достигнута за счет мероприятий, реализуемых региональными властями совместно с локальным бизнес-сообществом.

Лидеры и аутсайдеры интегрального рэнкинга экономического здоровья регионального бизнеса

Позиция в рэнкинге

Регион

Оценка текущего состояния, %

Оценка динамики, %

1

Москва

100

75

2

Сахалинская область

100

83

3

Республика Саха (Якутия)

89

23

4

Тюменская область

86

67

5

Красноярский край

83

56

6

Ямало-Ненецкий АО

77

42

7

Ленинградская область

77

45

8

Ханты-Мансийский АО

75

74

9

Санкт-Петербург

70

33

10

Татарстан

68

53

76

Ивановская область

–72

27

77

Кабардино-Балкарская Республика

–72

22

78

Карачаево-Черкесская Республика

–74

–9

79

Республика Ингушетия

–74

60

80

Алтайский край

–76

14

81

Республика Бурятия

–77

45

82

Курганская область

–81

10

83

Северная Осетия — Алания

–83

19

84

Забайкальский край

–83

60

85

Республика Тыва

–85

84

Источник: Эксперт РА