Рейтинг экономического здоровья российских регионов, представленный рейтинговым агентством «Эксперт РА», еще раз показал, что лидирующие позиции по ключевым социально-экономическим показателям занимает столица. Вместе с ней в группу регионов-лидеров вошел Санкт-Петербург вкупе со столичными областями и добывающие территории. Отстающие регионы не располагают сырьевыми ресурсами и административной рентой, поэтому уповают на помощь федерального центра и реализацию национальных проектов.
Интегральный рэнкинг экономического здоровья российских регионов, подготовленный «Эксперт РА» совместно с Фондом Росконгресс, свидетельствует о росте их социально-экономических показателей второй год подряд. Причем рост был фронтальным и затронул как лидирующие субъекты Федерации, так и отстающие территории.
Соотношение долей лидеров и аутсайдеров в рэнкинге по сравнению с предыдущим годом улучшилось. Но между ними по-прежнему сохраняется высокая степень дифференциации по экономическому развитию и уровню жизни. Первая десятка регионов по сравнению с 2018 г. осталась почти неизменной, однако некоторые участники группы топ-10 поменялись местами.
Лидеры и аутсайдеры
В число лидеров рэнкинга экономического здоровья вошли регионы, имеющие институциональную ренту (Москва, Санкт-Петербург и столичные области), субъекты Федерации, богатые сырьем (Сахалинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО), располагающий развитым обрабатывающим сектором и сырьем Татарстан, а также Магаданская область, где отличные показатели промпроизводства и ВРП.
Аутсайдеры, напротив, располагают незначительными сырьевыми ресурсами либо не имеют их совсем. Для их региональных экономик характерна зависимость от бюджетных вливаний и неразвитость корпоративного сектора.
По сути, экономически здоровыми, по оценке «Эксперт РА», являются регионы с сырьевой рентой и очень высоким уровнем зависимости от природных ресурсов. Это области, в которых высока доля добывающих отраслей в валовом региональном продукте (ВРП).
Однако сырьевая специализация влияет не только на темпы экономического роста. Она предопределяет и региональные диспропорции в социально-экономическом развитии. Сырьевые регионы притягивают инвестиции, привлекают квалифицированные и мобильные трудовые ресурсы, что сказывается на уровне социально-экономических показателей в целом. Но идут все эти потоки в основном в добывающий сектор.
У отстающих регионов степень развития региональной экономики, благосостояния населения и эффективности бизнеса во многом зависит от позиции местных властей, длительности и системности их активных действий, а также от федеральной поддержки. Летом 2019 г. десять экономически слабых регионов получили кураторов из числа федеральных министров, которые должны подготовить комплекс экстренных мер по развитию их экономик. В перечне оказались Республики Карелия, Тыва, Чувашия, Калмыкия, Марий Эл, Адыгея, Псковская и Курганская области, Алтайский край. Кураторы призваны помочь этим регионам определить болевые точки в инфраструктуре, выбрать наиболее перспективные инвестпроекты, разработать локальные программы социально-экономического развития и начать их практическую реализацию.
В среднесрочной перспективе на уровень экономического развития регионов окажет влияние реализация указов президента страны, нацеленных на повышение благосостояния и качества жизни населения, а также реализация национальных проектов. Способствовать этому будут мероприятия по поддержке демографии, сокращению бедности населения, стимулирование инвестиций, инноваций и венчурного финансирования.
Показатели бизнеса выросли в 82 регионах
В первую десятку рэнкинга «Эксперт РА» экономического здоровья бизнеса вошли обе столицы, Ленинградская область, добывающие регионы (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Якутия, Сахалинская и Тюменская области), Красноярский край и Татарстан.
У регионов с высокими показателями развития бизнеса весьма приличный уровень ввода жилья, что свидетельствует о наличии платежеспособного спроса, соответствующей инфраструктуры — строительной, энергетической, финансовой и т.д.
Низкий уровень вводов жилья наблюдается в регионах Крайнего Севера, что объясняется продолжающимся оттоком населения. Так, в Мурманской области отток населения привел к слабой востребованности жилья, что обусловило практически полную утрату строительной отрасли в регионе, и широкому предложению жилья на вторичном рынке. В свою очередь, программа реновации в Москве будет способствовать повышению уровня вводов жилья на душу населения.
Регионы-аутсайдеры по оценке экономического здоровья местного бизнеса характеризуются низкой интенсивностью инвестиционных процессов и слабой эффективностью региональных предпринимателей, что приводит к небольшим удельным поступлениям по налогу на прибыль и налогам на совокупный доход.
Важная деталь: положительная динамика показателей экономического здоровья регионального бизнеса наблюдается в подавляющей части субъектов Федерации — в 82 регионах из 85.
Лидеры по динамике экономического здоровья регионального бизнеса представлены как небольшими регионами, на которых сказывается эффект низкой базы, так и крупными промышленно-развитыми территориями, где позитив обусловлен повышением эффективности бизнеса.
Значимым фактором в улучшении экономического здоровья регионального бизнеса, по мнению аналитиков «Эксперт РА», являются планы нового правительства в области реновации. Положительная динамика показателей тут может быть достигнута за счет мероприятий, реализуемых региональными властями совместно с локальным бизнес-сообществом.
Лидеры и аутсайдеры интегрального рэнкинга экономического здоровья регионального бизнеса
Позиция в рэнкинге |
Регион |
Оценка текущего состояния, % |
Оценка динамики, % |
1 |
Москва |
100 |
75 |
2 |
Сахалинская область |
100 |
83 |
3 |
Республика Саха (Якутия) |
89 |
23 |
4 |
Тюменская область |
86 |
67 |
5 |
Красноярский край |
83 |
56 |
6 |
Ямало-Ненецкий АО |
77 |
42 |
7 |
Ленинградская область |
77 |
45 |
8 |
Ханты-Мансийский АО |
75 |
74 |
9 |
Санкт-Петербург |
70 |
33 |
10 |
Татарстан |
68 |
53 |
… |
… |
… |
… |
76 |
Ивановская область |
–72 |
27 |
77 |
Кабардино-Балкарская Республика |
–72 |
22 |
78 |
Карачаево-Черкесская Республика |
–74 |
–9 |
79 |
Республика Ингушетия |
–74 |
60 |
80 |
Алтайский край |
–76 |
14 |
81 |
Республика Бурятия |
–77 |
45 |
82 |
Курганская область |
–81 |
10 |
83 |
Северная Осетия — Алания |
–83 |
19 |
84 |
Забайкальский край |
–83 |
60 |
85 |
Республика Тыва |
–85 |
84 |
Источник: Эксперт РА