Бизнес-рутину повесить на роботов

| статьи | печать

Результаты инициативного исследования «Делойта» в СНГ, посвященного определению текущих тенденций в области роботизации бизнес-процессов (RPA), показали его авторам, что российский бизнес активно начал внедрять RPA и за довольно короткий период успел накопить внушительный практический опыт.

Большинство представителей российского бизнеса (63%) на сегодняшний день рассматривают роботизацию бизнес-процессов как один из ключевых элементов стратегии повышения эффективности.

Роботизация все чаще входит в элементы стратегии компаний для автоматизации монотонных задач, сокращения издержек и минимизации ошибок, возникающих из-за влияния человеческого фактора.

Среди представителей индустрий эксперты «Делойта» выделяют следующие сферы бизнеса, где интерес к роботизации процессов наиболее высок:

  • банки и финансовые институты;

  • розничная и оптовая торговля;

  • энергетика и добывающая промышленность.

Во всех группах организаций, выделяемых по критерию количества сотрудников, заинтересованность респондентов превышает 55%, что говорит авторам исследования о фактической готовности организаций всех сегментов рынка к пилотированию и внедрению технологии.

И руководство, и сотрудники — «за»

По результатам исследования «Делойта», 50% руководителей компаний заинтересованы в технологиях роботизации. Такое внимание руководства к данному вопросу авторы опроса объясняют более глубоким пониманием технологии и ее преимуществ для компании.

Также это объясняется тем, что RPA является одним из направлений, способствующих повышению эффективности бизнеса, и помогает руководителям достичь необходимых ключевых показателей в этом направлении.

Чуть больше трети персонала (36%) также заинтересованы в роботизации. Меньшая заинтересованность в развитии роботизации с их стороны обусловливается, по мнению аналитиков «Делойта», следующими основными причинами.

Во-первых, сотрудники нередко полагают, что роботы полностью заменят человека, что, в свою очередь, выливается в непринятие технологии и отрицание ее полезности. На практике данное отрицание может выливаться в саботаж при проработке вопросов, связанных с автоматизацией процессов.

А во-вторых, незначительный интерес к теме роботов объясняется тем, что сотрудники меньше времени уделяют возникающим трендам, связанным с развитием технологий ввиду наличия большого объема ежедневных рабочих задач.

Тем не менее, считают авторы исследования, наличие высокой заинтересованности руководства (50%) и персонала (36%) в роботизации бизнес-процессов говорит о том, что преимущества от внедрения RPA будут ощутимы для всех.

Особенности внедрения

Среди эффектов от внедрения роботизации респонденты «Делойта» отдают первые места увеличению скорости выполнения задач (71%), автоматизации монотонных процессов (70%), снижению затрат (69%) и снижению рисков и ошибок при выполнении задач (68%). Меньше всего компании обращают внимание на повышение уровня мотивации работников.

По поводу последнего исследователи предупреждают, что в будущем невнимательное отношение бизнеса к вопросам мотивации будет сказываться на эффективности и результатах работы сотрудников, а компаниям будет сложнее удерживать и привлекать ценный персонал.

На основании исследования «Делойта» «Тенденции в сфере управления персоналом в России — 2019» 53% опрошенных работодателей в России (и 66% в мире) считают, что основным следствием автоматизации в ближайшие три года станет переквалификация существующих сотрудников. Таким образом, заключают эксперты «Делойта», руководители могут повышать уровень мотивации своих работников путем переориентирования с рутинных задач на более интеллектуальные, а также путем обучения их новым навыкам, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Компаниям, стремящимся сохранить устойчивые позиции на рынке, в исследовании рекомендуется максимально оперативно приступить к анализу и прогнозированию потребностей в новых навыках и компетенциях, продиктованных автоматизацией.

Помимо преимуществ, существует также ряд трудностей, с которыми сталкиваются компании в процессе внедрения RPA. Ключевые барьеры реализации проектов по роботизации являются следствием недостаточной экспертизы российского рынка в сфере роботизации бизнес-процессов, а также недостаточного понимания сфер применения технологии.

Среди прочих факторов респонденты «Делойта» указали на такие сложности, как экономическое обоснование роботизации, трудности при согласовании ее процесса с руководством и длительная продолжительность внедрения.

При внедрении RPA авторы исследования призывают учитывать специфику технологии и важность анализа процессов, которые могут быть рассмотрены для целей роботизации. Часто на начальном этапе внедрения RPA компании недооценивают значимость качественного анализа бизнес-процессов, не готовы тратить время на его документацию и рассматривать возможность внесения изменений выполнения привычных действий в рассматриваемом процессе под возможности, которые дает технология RPA.

Проникновение RPA

По результатам исследования «Делойта», в России к индустриям, которые на текущий момент не заинтересованы в RPA, относятся медицина, образование, недвижимость. Недостаточная заинтересованность в технологии обусловлена неготовностью к изменению процессов, наличием большого количества нерегламентированных процессов, а также высокой обеспокоенностью, связанной с возможным сокращением сотрудников.

Среди 63% респондентов, которые рассматривают роботизацию бизнес-процессов как один из ключевых элементов стратегии повышения эффективности, только 42% уже внедрили данную технологию или находятся на стадии внедрения. Соответственно, часть компаний (39%), которые планируют ее внедрять в ближайшее время, уже определили место RPA в общей стратегии компании. Структуру тех, кто уже внедрил/внедряет технологию, составляют 29% российских компаний и 14% компаний с иностранным участием.

Внедрение технологии RPA наиболее распространено среди крупных компаний, что вызвано большим количеством бизнес-процессов, подходящих под роботизацию, а также количеством систем, между которыми происходит обмен данными.

Лидерами являются банки и финансовый сектор как среди тех, кто уже внедрил технологию, так и среди тех, кто планирует внедрение. Например, в компаниях банковского сектора отличными задачами для роботизации являются действия, связанные с заполнением форм, а также с занесением и переносом данных в различные системы.

Так, в одном из крупнейших российских банков введена в эксплуатацию новая система управления взысканием задолженностей (УВЗ), которая должна заменить несколько устаревших систем. Роботы берут данные из старых систем, консолидируют их и вносят через пользовательский интерфейс в новую систему УВЗ.

Средний период окупаемости среди компаний, которые внедрили RPA (35%), составляет один год. Ожидаемый период окупаемости — один-два года.

Степень внедрения

Учетные процессы — бухгалтерские и налоговые — являются самыми популярными претендентами на роботизацию среди всех респондентов «Делойта», внедрявших или только собирающихся внедрять технологию (70 и 64% соответственно). Управление персоналом и ИТ — следующие по популярности процессы, на которые обратили внимание компании, уже внедрившие RPA (51 и 37%). В то же время у планирующих роботизацию впервые такими процессами являются управление персоналом и расчет зарплаты (38 и 31%).

Менее популярным для роботизации представляются юридические процессы. Меньшее внимание направлению юридических услуг авторы исследования объясняют большей популярностью и изученностью процессов бухгалтерского и налогового учета, а также кадровых процессов. Также основным отличием юридических процессов является работа с текстом, а не с цифрами/значениями. Юридические процессы в компаниях недостаточно регламентированы с точки зрения автоматизации, поэтому низкий показатель роботизации в этой сфере вызван сложностью выявления подходящего процесса под роботизацию и расчета эффективности от внедрения робота.

В настоящий момент начинается рост автоматизации процессов юридического направления, вызванный усложнением регулирования и бизнес-процессов. С развитием технологии AI, считают эксперты «Делойта», произойдет рост автоматизации в данном направлении.

Более половины компаний планируют внедрить в 2020 г. один-три процесса. В то же время компании, которые уже внедрили RPA, в среднем автоматизируют более десяти процессов, что говорит авторам исследования об успешности использования и доказанной эффективности, которую показывает технология. Только 4% опрошенных «Делойтом» отметили, что уже роботизировали более 50 процессов. Однако данный мировой показатель 2018 г. — также около 4% респондентов.

Роботизированные операции, % респондентов

Операции

Значение

Формирование отчетов

70

Заполнение форм данными

86

Чтение и добавление записей в базы данных

56

Сравнение и сверка данных

63

Перемещение папок и файлов

42

Работа с почтовым клиентом

42

Копирование данных с сайтов

30

Авторизация на сайтах, в приложениях

37

Прочее

5

Источник: «Делойт» в СНГ       

Трудности, с которыми сталкивались компании, внедрявшие роботизацию, % респондентов

Трудности

Значение

Необходимость обучения сотрудников компании новым навыкам

49

Высокие финансовые издержки

40

Непринятие со стороны сотрудников

35

Возникновение ошибок в работе выбранной для роботизации платформы

19

Прочее

7

Источник: «Делойт» в СНГ       

Ожидаемый эффект от роботизации, % респондентов

Эффект

Значение

Сокращение времени выполнения процесса

90

Сокращение количества ошибок/избавление от ошибок, возникающих из-за человеческого фактора

82

Высвобождение времени сотрудников

67

Оптимизация численности сотрудников

31

Прочее

3

Источник: «Делойт» в СНГ