Результаты инициативного исследования «Делойта» в СНГ, посвященного определению текущих тенденций в области роботизации бизнес-процессов (RPA), показали его авторам, что российский бизнес активно начал внедрять RPA и за довольно короткий период успел накопить внушительный практический опыт.
Большинство представителей российского бизнеса (63%) на сегодняшний день рассматривают роботизацию бизнес-процессов как один из ключевых элементов стратегии повышения эффективности.
Роботизация все чаще входит в элементы стратегии компаний для автоматизации монотонных задач, сокращения издержек и минимизации ошибок, возникающих из-за влияния человеческого фактора.
Среди представителей индустрий эксперты «Делойта» выделяют следующие сферы бизнеса, где интерес к роботизации процессов наиболее высок:
-
банки и финансовые институты;
-
розничная и оптовая торговля;
-
энергетика и добывающая промышленность.
Во всех группах организаций, выделяемых по критерию количества сотрудников, заинтересованность респондентов превышает 55%, что говорит авторам исследования о фактической готовности организаций всех сегментов рынка к пилотированию и внедрению технологии.
И руководство, и сотрудники — «за»
По результатам исследования «Делойта», 50% руководителей компаний заинтересованы в технологиях роботизации. Такое внимание руководства к данному вопросу авторы опроса объясняют более глубоким пониманием технологии и ее преимуществ для компании.
Также это объясняется тем, что RPA является одним из направлений, способствующих повышению эффективности бизнеса, и помогает руководителям достичь необходимых ключевых показателей в этом направлении.
Чуть больше трети персонала (36%) также заинтересованы в роботизации. Меньшая заинтересованность в развитии роботизации с их стороны обусловливается, по мнению аналитиков «Делойта», следующими основными причинами.
Во-первых, сотрудники нередко полагают, что роботы полностью заменят человека, что, в свою очередь, выливается в непринятие технологии и отрицание ее полезности. На практике данное отрицание может выливаться в саботаж при проработке вопросов, связанных с автоматизацией процессов.
А во-вторых, незначительный интерес к теме роботов объясняется тем, что сотрудники меньше времени уделяют возникающим трендам, связанным с развитием технологий ввиду наличия большого объема ежедневных рабочих задач.
Тем не менее, считают авторы исследования, наличие высокой заинтересованности руководства (50%) и персонала (36%) в роботизации бизнес-процессов говорит о том, что преимущества от внедрения RPA будут ощутимы для всех.
Особенности внедрения
Среди эффектов от внедрения роботизации респонденты «Делойта» отдают первые места увеличению скорости выполнения задач (71%), автоматизации монотонных процессов (70%), снижению затрат (69%) и снижению рисков и ошибок при выполнении задач (68%). Меньше всего компании обращают внимание на повышение уровня мотивации работников.
По поводу последнего исследователи предупреждают, что в будущем невнимательное отношение бизнеса к вопросам мотивации будет сказываться на эффективности и результатах работы сотрудников, а компаниям будет сложнее удерживать и привлекать ценный персонал.
На основании исследования «Делойта» «Тенденции в сфере управления персоналом в России — 2019» 53% опрошенных работодателей в России (и 66% в мире) считают, что основным следствием автоматизации в ближайшие три года станет переквалификация существующих сотрудников. Таким образом, заключают эксперты «Делойта», руководители могут повышать уровень мотивации своих работников путем переориентирования с рутинных задач на более интеллектуальные, а также путем обучения их новым навыкам, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Компаниям, стремящимся сохранить устойчивые позиции на рынке, в исследовании рекомендуется максимально оперативно приступить к анализу и прогнозированию потребностей в новых навыках и компетенциях, продиктованных автоматизацией.
Помимо преимуществ, существует также ряд трудностей, с которыми сталкиваются компании в процессе внедрения RPA. Ключевые барьеры реализации проектов по роботизации являются следствием недостаточной экспертизы российского рынка в сфере роботизации бизнес-процессов, а также недостаточного понимания сфер применения технологии.
Среди прочих факторов респонденты «Делойта» указали на такие сложности, как экономическое обоснование роботизации, трудности при согласовании ее процесса с руководством и длительная продолжительность внедрения.
При внедрении RPA авторы исследования призывают учитывать специфику технологии и важность анализа процессов, которые могут быть рассмотрены для целей роботизации. Часто на начальном этапе внедрения RPA компании недооценивают значимость качественного анализа бизнес-процессов, не готовы тратить время на его документацию и рассматривать возможность внесения изменений выполнения привычных действий в рассматриваемом процессе под возможности, которые дает технология RPA.
Проникновение RPA
По результатам исследования «Делойта», в России к индустриям, которые на текущий момент не заинтересованы в RPA, относятся медицина, образование, недвижимость. Недостаточная заинтересованность в технологии обусловлена неготовностью к изменению процессов, наличием большого количества нерегламентированных процессов, а также высокой обеспокоенностью, связанной с возможным сокращением сотрудников.
Среди 63% респондентов, которые рассматривают роботизацию бизнес-процессов как один из ключевых элементов стратегии повышения эффективности, только 42% уже внедрили данную технологию или находятся на стадии внедрения. Соответственно, часть компаний (39%), которые планируют ее внедрять в ближайшее время, уже определили место RPA в общей стратегии компании. Структуру тех, кто уже внедрил/внедряет технологию, составляют 29% российских компаний и 14% компаний с иностранным участием.
Внедрение технологии RPA наиболее распространено среди крупных компаний, что вызвано большим количеством бизнес-процессов, подходящих под роботизацию, а также количеством систем, между которыми происходит обмен данными.
Лидерами являются банки и финансовый сектор как среди тех, кто уже внедрил технологию, так и среди тех, кто планирует внедрение. Например, в компаниях банковского сектора отличными задачами для роботизации являются действия, связанные с заполнением форм, а также с занесением и переносом данных в различные системы.
Так, в одном из крупнейших российских банков введена в эксплуатацию новая система управления взысканием задолженностей (УВЗ), которая должна заменить несколько устаревших систем. Роботы берут данные из старых систем, консолидируют их и вносят через пользовательский интерфейс в новую систему УВЗ.
Средний период окупаемости среди компаний, которые внедрили RPA (35%), составляет один год. Ожидаемый период окупаемости — один-два года.
Степень внедрения
Учетные процессы — бухгалтерские и налоговые — являются самыми популярными претендентами на роботизацию среди всех респондентов «Делойта», внедрявших или только собирающихся внедрять технологию (70 и 64% соответственно). Управление персоналом и ИТ — следующие по популярности процессы, на которые обратили внимание компании, уже внедрившие RPA (51 и 37%). В то же время у планирующих роботизацию впервые такими процессами являются управление персоналом и расчет зарплаты (38 и 31%).
Менее популярным для роботизации представляются юридические процессы. Меньшее внимание направлению юридических услуг авторы исследования объясняют большей популярностью и изученностью процессов бухгалтерского и налогового учета, а также кадровых процессов. Также основным отличием юридических процессов является работа с текстом, а не с цифрами/значениями. Юридические процессы в компаниях недостаточно регламентированы с точки зрения автоматизации, поэтому низкий показатель роботизации в этой сфере вызван сложностью выявления подходящего процесса под роботизацию и расчета эффективности от внедрения робота.
В настоящий момент начинается рост автоматизации процессов юридического направления, вызванный усложнением регулирования и бизнес-процессов. С развитием технологии AI, считают эксперты «Делойта», произойдет рост автоматизации в данном направлении.
Более половины компаний планируют внедрить в 2020 г. один-три процесса. В то же время компании, которые уже внедрили RPA, в среднем автоматизируют более десяти процессов, что говорит авторам исследования об успешности использования и доказанной эффективности, которую показывает технология. Только 4% опрошенных «Делойтом» отметили, что уже роботизировали более 50 процессов. Однако данный мировой показатель 2018 г. — также около 4% респондентов.
Роботизированные операции, % респондентов
Операции |
Значение |
Формирование отчетов |
70 |
Заполнение форм данными |
86 |
Чтение и добавление записей в базы данных |
56 |
Сравнение и сверка данных |
63 |
Перемещение папок и файлов |
42 |
Работа с почтовым клиентом |
42 |
Копирование данных с сайтов |
30 |
Авторизация на сайтах, в приложениях |
37 |
Прочее |
5 |
Источник: «Делойт» в СНГ
Трудности, с которыми сталкивались компании, внедрявшие роботизацию, % респондентов
Трудности |
Значение |
Необходимость обучения сотрудников компании новым навыкам |
49 |
Высокие финансовые издержки |
40 |
Непринятие со стороны сотрудников |
35 |
Возникновение ошибок в работе выбранной для роботизации платформы |
19 |
Прочее |
7 |
Источник: «Делойт» в СНГ
Ожидаемый эффект от роботизации, % респондентов
Эффект |
Значение |
Сокращение времени выполнения процесса |
90 |
Сокращение количества ошибок/избавление от ошибок, возникающих из-за человеческого фактора |
82 |
Высвобождение времени сотрудников |
67 |
Оптимизация численности сотрудников |
31 |
Прочее |
3 |
Источник: «Делойт» в СНГ