Международная консалтинговая компания в области недвижимости CBRE проанализировала объемы ввода торговых площадей в регионах РФ. В прошлом году в региональных городах, без учета рынка Санкт-Петербурга, было открыто 560 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Это в 2,2 раза больше, чем в 2018 г., однако по-прежнему значительно меньше, чем в период 2012—2015 гг., когда показатель превышал миллион кв. м в год.
Традиционно города с численностью населения более полумиллиона человек формируют 60% объема нового ввода. Почти 40% новых площадей в прошлом году были открыты в небольших городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек. В течение последних пяти лет такие небольшие города были востребованы девелоперами в гораздо меньшей степени: их доля в общем объеме строительства не превышала 15%.
Порядка 33% объема введенных в 2019 г. торговых площадей (185 тыс. кв. м) расположены в городах Дальнего Востока — Владивостоке, Хабаровске, Уссурийске и Южно-Сахалинске. Дальний Восток интересен для девелоперов его «ненасыщенностью» при относительно высоком уровне благосостояния граждан: федеральный округ находится на третьем месте по уровню заработной платы после ЦФО и СЗАО. Также для региона характерен низкий уровень развития онлайн-торговли — 3% от общего количества заказов.
Более 50% объема торговых площадей, заявленных к открытию в 2020 г., расположены в Приволжском федеральном округе. Строительство ТЦ в Перми, Нижнекамске, Кирове обусловлено отсутствием качественного предложения в этих городах. В Казани средний возраст профессиональных торговых центров составляет 12 лет, в связи с чем город испытывает потребность в новых проектах с современной концепцией.
По словам Михаила Рогожина, директора отдела региональных торговых помещений CBRE, в перспективе ближайших двух лет мы увидим активное развитие торговой недвижимости в городах Приволжского федерального округа. Крупные проекты реализуются, например, в Казани («Казань Молл» 53 тыс. кв. м), Перми («Планета» 83 тыс. кв. м), Кирове («Время Простора», 2-я фаза — 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске. Эксперт подчеркнул, что для целого ряда региональных городов сегодня характерно отсутствие действительно качественного предложения, при этом покупательская способность населения позволяет реализовать достаточно эффективный проект.
По прогнозам CBRE, увеличение объемов ввода продолжится. В текущем году к открытию заявлено около 640 тыс. кв. м. Однако фактический объем ввода в эксплуатацию может быть меньше, так как восемь из 14 торговых центров анонсировали свое открытие в IV квартале 2020 г. Следовательно, есть вероятность, что открытие этих объектов может быть перенесено.