Лаборатория «СберДанные» совместно с дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка проанализировали траты своих клиентов на туристические услуги в международных поездках, отдельно рассматривая летний и зимний отпускные периоды. Не обошли вниманием аналитики, конечно, и посленовогодний период — когда громко заявила о себе эпидемия коронавируса.
Первый из рассмотренных экспертами Сбербанка периодов включает в себя три летних месяца и сентябрь, второй — это интервал с 15 декабря по 15 января. В исследовании речь идет о расходах, которые путешественники осуществляли уже по прибытии в страну — без учета стоимости авиабилетов и проживания в отеле. Для более точной оценки также исключены все интернет-покупки, даже если они были сделаны во время пребывания за рубежом.
Согласно данным исследования Сбербанка, число туристов в летний сезон выросло на 6% по сравнению с 2018 г., а на зимних каникулах прирост составил 11,1% год к году.
Общая сумма расходов, по оценке авторов анализа, составила 159,1 млрд руб., из которых на летний период приходится 128,7 млрд. Причем по сравнению с 2018 г. совокупные траты снизились на 3,4%. Но противоречия с утверждением о росте туристической активности в этом нет. Падение рублевых расходов аналитики Сбербанка объясняют исключительно колебаниями валютных курсов — летом 2018 г. произошло снижение стоимости российской валюты, а на протяжении всего 2019 г. рубль, наоборот, дорожал, что, в свою очередь, привело к падению показателя расходов. Благодаря укреплению рубля потребители сэкономили порядка 7,3 млрд руб. Причем летние траты по сравнению с 2018 г. практически не изменились, а зимние выросли сразу на 7%. Это подтверждает картину более активного роста туризма именно в новогодние праздники.
Направления и траты
Для построения рейтинга популярности эксперты Сбербанка оценили, какая доля туристов приходилась на страну в среднем в течение каждой недели рассматриваемого периода. Самым распространенным летним направлением поездок оказалась Турция, на которую пришлось около 15,6% туристического потока из России, что даже выше показателя 2018 г. (13,4%). Популярность прочих стран оказалась намного меньшей: находящуюся на втором месте Испанию предпочло лишь 4% путешественников.
Медианные расходы в течение дня за рубежом составили 5575 руб. Это именно оценка типичной суммы расходов на одного клиента в течение суток. Также исследователи отмечают, что расходы одного клиента нельзя отождествить со стоимостью поездки на человека. Например, во время семейных путешествий операции зачастую осуществляются с использованием одной карты, но ею оплачиваются товары и услуги для нескольких туристов. Поэтому приводимые цифры могут несколько завышать величину необходимых трат.
Но даже с этими оговорками, считают аналитики Сбербанка, приведенная оценка хорошо отражает уровень расходов за границей. Выбранный подход также выделяет более дорогие и относительно бюджетные направления. В 2019 г. отдых в Италии, США, Объединенных Арабских Эмиратах и Франции обходился в два раза дороже Кипра, Чехии, Грузии и Турции.
Авторы исследования отмечают, что незначительное, но все же увеличение летнего туристического потока по сравнению с 2018 г. произошло в странах, предполагающих больший бюджет. Италия оказалась одним из самых затратных направлений ввиду высоких расходов в категории «Одежда и обувь». В Италии медианные траты составляли 10,2 тыс. руб. в день, из которых 3,4 тыс. руб. — на предметы гардероба. При этом данное направление выбрали 3,8% туристов, что соответствует росту на 0,1 п.п. год к году. Францию с типичными тратами в 9,1 тыс. руб. посетили 2% (рост на 0,1 п.п.). На этом фоне существенно сократился поток в относительно бюджетные страны: в Болгарию (на 0,5 п.п. — до 2,7%) и Грецию (на 0,2 п.п. — до 2,2%).
В зимний период доли стран оказались распределенными более равномерно, а география популярных поездок была шире. Лидер прошлого сезона, Таиланд, уступил свое место Финляндии (4,1% туристического потока против 4,2%). Россияне активно осваивали новые зимние направления: существенно выросло число путешествующих в США (с 1,8% до 2,7%), это одно из самых дорогих направлений (9,6 тыс. руб. сопутствующих трат за день). Значимый прирост наблюдался и в Нидерландах (с 0,7 до 2,7%).
Региональные и возрастные предпочтения
Для оценки региональных особенностей эксперты Сбербанка построили рейтинги направлений для каждого региона в отдельности. Такой анализ подтвердил доминирующее положение Турции — это направление оказалось приоритетным в 67 регионах.
Вместе с тем в Забайкальском крае, республиках Бурятия и Тыва наиболее распространенными стали поездки в Китай, в регионах Северо-Западного федерального округа — в Скандинавию, а жители Дальневосточного округа чаще всего посещали Южную Корею. В целом предпочтения путешественников ожидаемо оказались связаны с относительной географической близостью к посещаемым странам.
Другой видимый паттерн — различие предпочтений в зависимости от возрастной группы. Предпочтения были оценены как распределение туристических расходов по странам в рамках данной возрастной группы. Турция по итогам летнего и зимнего сезонов стала заметным местом трат практически для всех возрастных групп, однако наиболее ярко выделяются туристы от 31 до 40 лет — около 16% потраченных данной когортой средств на путешествия приходится на Турцию.
Существенная часть трат путешественников более старшего возраста (46—55 лет) приходится также и на Италию (12%). Германию предпочитают главным образом туристы самых старших возрастных групп, а Чехию и Китай — напротив, самых юных.
Где нужны наличные
Востребованность услуги по снятию наличных сильно колеблется в зависимости от посещаемого региона. Наиболее низкие показатели — в Европе. В странах зоны евро они начинаются от 12,9% в Нидерландах и достигают 39% в Германии. Примерно на этом же уровне находятся США (38%).
Такие показатели, считают авторы исследования, легко объяснить: во-первых, в странах хорошо развита эквайринговая инфраструктура, во-вторых, в обращении находятся «твердые» валюты. Многие клиенты обладают картами, деноминированными в USD и EUR; зачастую используются и рублевые карты, так как комиссии за конверсию сопоставимы с обычными операциями по конвертации. Кроме того, нужной наличностью можно попросту запастись еще до поездки.
В государствах с другими валютами снятие наличных превышает 50% от суммы расходных операций (значимыми исключениями являются Арабские Эмираты и Турция). Более половины объемов приходится на эту статью на всем постсоветском пространстве, кроме стран Балтии. Крайне высокий показатель также зарегистрирован в Китае. Здесь 84% — это получение наличных юаней, что в значительной степени эксперты Сбербанка объясняют спецификой локальных платежных систем и валютного законодательства. Кроме того, обращает на себя внимание исследователей высокий уровень медианных трат в этой стране. Не исключено, полагают они, что часть потока — это граждане, которые используют наличные средства для дальнейших закупок, являющихся целью поездки. Наконец, в наименее развитых государствах на операции по снятию наличных приходится до 100% от общего объема транзакций.
И тут коронавирус...
В этом году особый интерес представляет собой и период после новогодних праздников. Причина очевидна — коронавирус. Поэтому аналитики Сбербанка решили дополнительно посмотреть на туристическую активность после 15 января и вплоть до конца февраля. Результаты смешанные, однако ухудшение ситуации по наиболее проблемным направлениям уже очевидно.
Турпоток в Китай рухнул практически до нуля. Снижение началось уже с середины января, а сейчас, по данным авторов исследования, россиян в Поднебесной на 93% меньше, чем год назад. После длинных выходных, приуроченных к 23 февраля, также начало быстро падать количество поездок в Европу. Здесь антирекорд, очевидно, у Италии. По оценке Сбербанка, сокращение числа туристов из России на конец февраля составило 28%. Предварительные расчеты его экспертов показывают, что в первые дни марта ситуация продолжила ухудшаться.
Исследователи также отмечают падение числа поездок в Германию, Францию и Испанию, но буквально в самых последних числах месяца. Вероятно, предполагают они, негативная динамка будет более выраженной в марте. При этом снижения общего турпотока из России пока не наблюдалось. Более того, отмечают аналитики Сбербанка, на последнюю декаду февраля пришелся пик активности практически по всем основным направлениям. Средний ежедневный прирост числа туристов за вторую половину января и февраль составил 8,5% год к году даже на фоне быстрого роста числа заболевших коронавирусом в мире, подсчитали авторы исследования.
По поводу последнего можно заметить, что российские туристы, известно, не из пугливых. Но судя по острому развитию в мире ситуации с коронавирусом, они вряд ли безоглядно будут рисковать здоровьем в текущем году.
Средняя доля туристов в совокупном туристическом потоке из России в летний сезон 2019 г.
Страна |
% |
Турция |
15,6 |
Испания |
4,0 |
Италия |
3,8 |
Финляндия |
2,9 |
Болгария |
2,7 |
Германия |
2,6 |
Армения |
2,6 |
Грузия |
2,4 |
Греция |
2,2 |
Франция |
2,2 |
Средняя доля туристов в совокупном туристическом потоке из России в зимний сезон 2019/2020 гг.
Страна |
% |
Финляндия |
4,2 |
Таиланд |
4,1 |
Турция |
4,1 |
Германия |
3,6 |
Чехия |
3,2 |
ОАЭ |
3,2 |
Италия |
2,8 |
Нидерланды |
2,7 |
США |
2,7 |
Испания |
2,4 |
Доля операций по снятию наличности в расходных операциях за рубежом
Страна |
% |
Китай |
84,0 |
Таиланд |
50,6 |
Германия |
39,0 |
США |
38,0 |
Турция |
31,7 |
Испания |
22,0 |
Франция |
16,7 |
ОАЭ |
15,9 |
Италия |
14,1 |
Нидерланды |
12,9 |
Источник: Сбербанк