Если налоговый агент дважды не перечислил в установленный срок удержанный налог, нарушение носит систематический и преднамеренный характер. При этом неважно, что нарушение допущено в результате одной ошибки и исправлено однократно (постановление АС Московского округа от 26.02.2020 по делу № А40-82156/2019).
Суть дела
Компания дважды выплачивала иностранной организации доход — в декабре 2016 г. и в мае 2017 г. В обоих случаях при выплате дохода она не перечислила удержанный налог. Обнаружив этот факт, она уплатила суммы удержанного налога в июне 2017 г. до подачи расчета о выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 1-е полугодие 2017 г.
Инспекция привлекла компанию к ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм удержанных налогов. Компания с этим не согласилась. По ее мнению, нарушение носило непреднамеренный характер и было вызвано упущением организационно-технического характера. Она сослалась на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в постановлении от 06.02.2018 № 6-П (далее — Постановление № 6-П). Согласно ей, если налогоплательщик самостоятельно и до момента обнаружения налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога погасил задолженность, а несвоевременное перечисление в бюджет соответствующих сумм носило непреднамеренный характер, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 123 НК РФ.
Поскольку обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган результатов не дало, компания подала иск в суд.
Решение судов
Суды признали решение налоговиков о привлечении компании к ответственности по ст. 123 НК РФ законным.
Согласно п. 2 ст. 287 НК РФ налоговый агент обязан перечислить удержанную сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации. Неправомерное неперечисление в установленный НК РФ срок сумм удержанного налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей уплате (ст. 123 НК РФ). Поскольку компания нарушила срок перечисления удержанного налога, она совершила налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, которое влечет взыскание штрафа. Привлечение к ответственности в рассматриваемой ситуации является прямой нормой НК РФ.
Суды отвергли ссылку компании на Постановление № 6-П и на то, что она допустила одну ошибку и ее исправление было однократным. Из буквального содержания резолютивной части постановления следует, что освобождение от налоговой ответственности возможно только тогда, когда несвоевременное перечисление в бюджет налога со стороны налогового агента носило непреднамеренный характер. Однако компания совершила правонарушение дважды — при выплате иностранной организации дохода в декабре 2016 г. и мае 2017 г. То есть компания неоднократно нарушала законодательство о налогах и сборах в части неуплаты в установленный срок в бюджет налога, удержанного ею в качестве налогового агента. В постановлении от 10.12.2018 по делу № А62-2071/2017 Двадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что несвоевременное перечисление налога, носящее систематический характер, не может свидетельствовать о его непреднамеренном характере и ссылка на Постановление № 6-П является несостоятельной. Аналогичная позиция отражена и в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по делу № А40-195226/18-20-4458.
Суды также отметили, что в соответствии с п. 2 и 4 ст. 86 НК РФ инспекцией были направлены запросы в банк о предоставлении справки об остатках денежных средств на счетах компании. Из этих справок следует, что по срокам уплаты компания располагала достаточными средствами для перечисления налога в установленный законом срок. В постановлении от 25.04.2018 по делу № А05-10700/2017 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что основания для освобождения от ответственности по ст. 123 НК РФ отсутствуют, если на срок перечисления налога на счетах компании имелись средства, достаточные для его уплаты, и компания допускала систематическое несвоевременное перечисление удержанных сумм налога в бюджет.
В результате суды пришли к выводу, что нарушение, допущенное компанией, носит систематический и преднамеренный характер. И правовые основания для освобождения компании от ответственности по ст. 123 НК РФ применительно к положениям Постановления № 6-П отсутствуют.