В Российской Федерации права потребителя как слабой стороны договора находятся под пристальным вниманием государства и тщательно прописаны в законодательстве. Во многом по этой причине вопросы идентификации контрагента в качестве потребителя в договорных отношениях стоят достаточно остро. В нормативных документах и судебной практике так и не выработан единый подход относительно идентификации стороны договора как потребителя. Это обстоятельство порождает многочисленные спорные ситуации, часто завершающиеся судебными разбирательствами. Перед компаниями и предпринимателями встает задача защитить свои собственные интересы в суде, доказав, что контрагент потребителем не является. Подробнее о критериях отнесения контрагента к потребителям читайте в материале.
Поскольку интересы потребителя подлежат, в соответствии с законодательством, более серьезной защите, если компания вступает в спор с физическим лицом, заявляющим о том, что его права как потребителя были нарушены, она может получить серьезные проблемы в виде назначения крупного штрафа и выплаты неустойки контрагенту. Между тем далеко не во всех случаях физическое лицо, с которым заключен договор на оказание услуг или поставки товара, действительно является потребителем.
Начнем с того, что, согласно традиционному подходу к определению понятия «потребитель» и в соответствии с российским гражданским законодательством, потребителем может быть только физическое лицо. В отличие от предпринимателя, потребитель не ведет предпринимательскую деятельность, признаваемую рискованной, не обладает специальными знаниями и навыками, поэтому имеет право требовать предоставления ему информации о приобретаемых товаре или услуге, о связанных с их приобретением рисках. В судебных спорах между контрагентами, один из которых является потребителем, суды рассматривают потребителя как слабую сторону договорных отношений, нуждающуюся в специальной защите со стороны государства, его правоохранительного аппарата и системы правосудия.
Вторая важнейшая характеристика контрагента как потребителя — приобретение им товаров или услуг или совершение действий без цели ведения предпринимательской деятельности и получения прибыли. Потребитель приобретает товары для личного использования в своих нуждах (повседневных семейных и бытовых целях). При этом он не является предпринимателем и поэтому не должен рисковать своими финансовыми средствами или иными ресурсами из-за возможных нарушений при выполнении поставщиком товаров или услуг своих обязательств.
Между тем достаточно распространены ситуации, когда контрагенты — физические лица, формально обладая статусом и правами потребителя и выдавая себя за такового, в действительности являются субъектами предпринимательской деятельности либо действуют в интересах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняя поручения по приобретению тех или иных товаров или услуг.
В каких случаях физическое лицо не является потребителем
Поскольку квалификация физического лица как потребителя возможна не во всех случаях, особый интерес для нас представляют те ситуации, когда физическое лицо признается не являющимся потребителем непосредственно судами.
Во-первых, физическое лицо не рассматривается как потребитель в случае заключения договора с профессиональной целью. Верховный суд РФ в п. 4 Обзора судебной практики № 1 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017, отметил, что если физическое лицо приобретает или заказывает товары, услуги в коммерческих целях, например полиграфическую продукцию для последующего коммерческого распространения, то оно не подпадает под действие Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).
Во-вторых, физическое лицо не рассматривается в качестве потребителя в том случае, если имеет статус индивидуального предпринимателя и выступает в этом качестве, то есть приобретает товары или услуги для своей предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Однако статус индивидуального предпринимателя не означает, что физическое лицо не является потребителем в том случае, когда такое лицо заказывает товары или услуги для личного потребления. Так, индивидуальный предприниматель, приобретший для личного употребления продукты питания в магазине, является таким же потребителем, как и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя. Соответственно, и его права защищаются законом о защите прав потребителей на общих основаниях.
В-третьих, физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, но, с целью извлечения прибыли, занимающееся, к примеру, деятельностью, связанной с ценными бумагами, игрой на бирже, также не может рассматриваться в качестве потребителя. Такая позиция была озвучена Верховным судом РФ в отношении брокерских договоров с физическими лицами без статуса индивидуального предпринимателя (см., например, Определение Верховного суда РФ от 01.08.2017 № 24-КГ17-17). Дело в том, что физическое лицо, занимаясь подобной деятельностью, осознает или должно осознавать все сопутствующие данной деятельности риски, а сама подобная деятельность не может быть признана направленной на удовлетворение личных (бытовых) нужд физического лица.
Соответственно, занимаясь предпринимательской или профессиональной деятельностью, а также деятельностью, связанной с извлечением дохода из потенциально рискованных финансовых инструментов, физическое лицо не может рассматриваться в качестве потребителя и подпадать под действие законодательства о защите прав потребителей, что, однако, не отменяет всех остальных требований, которые гражданское законодательство предъявляет к договорным отношениям.
Для квалификации физического лица в качестве потребителя, таким образом, необходимо установить характер договора, заключенного им в качестве контрагента. Однако далеко не во всех случаях решение данной задачи удается сразу. К тому же суды склонны возлагать обязанности по доказыванию наличия у контрагента предпринимательского интереса на сторону, являющуюся поставщиком товаров или услуг.
Тем не менее существуют довольно эффективные способы доказывания предпринимательского характера действий контрагента. Остановимся на них более подробно.
Первый аргумент — предназначение объекта сделки
Существуют определенные товары или услуги, которые, как правило, не заказываются обычными гражданами в целях личного потребления, а заказываются лишь в связи с осуществлением производственной или предпринимательской деятельности. Наличие подобного объекта сделки — первый аргумент в пользу того, что контрагент не является потребителем.
К примеру, физическое лицо не может в собственных целях и для собственного потребления заказать клининговые услуги по обслуживанию многоэтажного офисного здания. Если такой договор заключается физическим лицом, то можно не сомневаться, что он осуществляется с предпринимательским или профессиональным интересом, поскольку обслуживание нежилых помещений большой площади, коммерческой и промышленной недвижимости не может рассматриваться в качестве действий по удовлетворению личных или семейно-бытовых нужд контрагента.
Пример из практики
В октябре 2018 г. Верховный суд РФ вынес определение по делу о рассмотрении искового заявления гражданина к индивидуальному предпринимателю о расторжении договора подряда, взыскании денежных средств, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.
В этом деле гражданин обратился в суд, представив доказательства заключения договора подряда с индивидуальным предпринимателем о проведении работ по внутренней отделке здания и монтажных работ по устройству фасада. Работы были проведены на неудовлетворительном уровне. Истец потребовал от исполнителя устранить допущенные недочеты, однако исполнитель их так и не устранил, что повлекло обращение истца в суд со ссылкой на положения Закона о защите прав потребителей.
Первая инстанция исковые требования частично удовлетворила, однако апелляция с этим решением не согласилась. Дело в том, что суд первой инстанции не учитывал факт использования помещений, в которых проводились работы, в целях ведения предпринимательской деятельности. Соответственно, с позиции суда апелляционной инстанции, истец не может рассматриваться в качестве потребителя и поэтому должен обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов по другим основаниям. Между тем Судебная коллегия ВС РФ с подобным решением не согласилась. ВС РФ указал, что нижестоящий суд необоснованно отказал гражданину в удовлетворении его исковых требований. Дело в том, что апелляция сослалась лишь на то, что нормы Закона о защите прав потребителей в данном споре применению не подлежат, но при этом не учла положения закона и разъяснения Пленума ВС РФ, в соответствии с которыми суд должен сам определить, какие нормы права подлежат применению к установленным обстоятельствам дела, и разрешить спор на основании этих норм права.
Определение ВС РФ от 23.10.2018 № 127-КГ18-22
Таким образом, если объектом договора с контрагентом выступают, к примеру, здания гостиниц, баз отдыха, ресторанов и кафе, промышленных предприятий и т.п., то очевидно, что они используются или будут использоваться в целях предпринимательской деятельности. Контрагент в данном случае не является потребителем, поскольку эти объекты не имеют отношения к удовлетворению его потребительских, бытовых нужд, не являются его жилищем или местом отдыха.
В то же время и в отношении жилых помещений далеко не всегда можно апеллировать к закону о защите прав потребителей. Например, если есть доказательства того, что заказчик заключал договор на обслуживание или ремонтные работы одновременно в нескольких жилых помещениях, которые принадлежат ему на праве собственности или находятся в аренде, но используются с целью извлечения прибыли, то есть сдаются в аренду или субаренду, то Закон о защите прав потребителей также работать не будет.
В то же время, к примеру, в случае покупки помещения, которое потенциально может использоваться в коммерческих целях, но доказательств такого использования представить ответчик не может, суд, как правило, становится на сторону истца и признает его потребителем. Такие решения, в частности, принимаются по апартаментам: несмотря на то что апартаменты продаются в гостиничном комплексе, покупатель может использовать их для собственных, личных нужд, например проживания. Приобретение нескольких квартир само по себе также не является свидетельством ведения предпринимательской деятельности, поскольку покупатель мог их приобрести, к примеру, с целью обеспечения в будущем своих детей жилой площадью.
То же самое относится и к приобретению большой партии какого-либо товара: например, физическое лицо может выступить в качестве благотворителя и приобрести партию одинаковых спортивных костюмов, обуви, игрушек для последующего дарения детскому образовательному учреждению. Как видим, предпринимательская деятельность в данном случае не просматривается, соответственно, покупатель может рассматриваться в качестве потребителя и рассчитывать на применение к нему норм Закона о защите прав потребителей.
Однако есть товары и услуги, которые очевидно используются в коммерческой деятельности. Например, промышленное оборудование, которое используется исключительно для производства определенной продукции, не может рассматриваться как приобретенное для личных целей, особенно если речь идет о приобретении целых партий промышленного оборудования. Здесь судебные инстанции в большинстве случаев не признают контрагента потребителем и отказывают в удовлетворении требований, связанных с выполнением требований Закона о защите прав потребителей.
Второй аргумент — количество сделок
Важным доказательством того, что контрагент не может быть отнесен к категории потребителей, является и количество заключенных им договоров, а также количество приобретаемого товара. В то же время анализ судебной практики показывает, что судебные инстанции часто не уделяют должного внимания данным обстоятельствам.
Если контрагент в течение краткого промежутка времени заключает большое количество договоров на покупку товаров или услуг одинакового характера, то это обстоятельство является одним из доказательств того, что договоры заключаются с целью извлечения прибыли, в рамках предпринимательской или профессиональной деятельности контрагента. Соответственно, Закон о защите прав потребителей в данной ситуации работать не будет.
Верховный суд РФ подчеркивает, что приобретение большого количества одинакового товара позволяет поставить под вопрос статус потребителя у контрагента. Ведь маловероятно, что потребитель для личных нужд закупает, к примеру, 20 персональных компьютеров или 12 одинаковых автомобилей. Особенно если есть доказательства, что подобные договоры на поставку аналогичных товаров или услуг заключались данным физическим лицом неоднократно, что свидетельствует о системности в его действиях и, вероятно, об использовании данных товаров или услуг в целях предпринимательской или профессиональной деятельности.
Конечно, бывают и исключения, но в большинстве случаев, особенно если имеются доказательства не только покупки большого количества однородного товара, но и неоднократного заключения подобных договоров, суд принимает решение о неприменении в данной ситуации норм законодательства о защите прав потребителей.
Поэтому если контрагент приобретает большую партию товара, то доказательства этого необходимо представить в суд как свидетельство использования товара в предпринимательской или профессиональной деятельности. В этом случае суд может принять сторону поставщика товаров или услуг и тем самым последний избавится от необходимости выплаты внушительного штрафа и потребительской неустойки.
Цель договора как доказательство того, что контрагент не является потребителем
Помимо перечисленных двух основных характеристик контрагента, не позволяющих отнести его к категории потребителей, необходимо обратить внимание и на цель заключаемого договора. Например, физическое лицо может заключать договор на приобретение товаров или услуг для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности. В этом случае физическое лицо не может считаться потребителем, соответственно, и все имеющиеся нарушения договора не относятся к сфере законодательства о защите прав потребителей, что, разумеется, не освобождает поставщика товаров или услуг от ответственности, предусмотренной гражданским законодательством за неисполнение условий сделки. Но тогда контрагент уже не может рассчитывать на то, что поставщик товаров или услуг будет выплачивать ему потребительскую неустойку, а также подвергнется значительному штрафу за действия, повлекшие нарушение его прав как потребителя.
Как потребительские могут быть определены действия физического лица, направленные на приобретение товаров или услуг в связи с производственными нуждами, но имеющие личный характер (например, аренда гостиничного номера во время командировочной поездки, питание в столовой или перемещение на такси и прочие транспортные расходы физического лица). В то же время если договор предусматривает приобретение товаров или услуг с их последующим использованием для решения производственных задач, связанных с непосредственным получением прибыли и не носящих личный характер, то контрагент потребителем не признается. Например, если гражданин приобретает за счет юридического лица или индивидуального предпринимателя оборудование, которое будет использовать в процессе трудовой деятельности, то в качестве потребителя он выступать не может.
***
Таким образом, чтобы контрагент не мог заявлять свои требования в качестве потребителя и не мог воспользоваться соответствующими правами, необходимо представить в суд позицию, включающую целый ряд аргументов: статус контрагента, характер заключаемой сделки, количество заключаемых сделок, количество приобретаемых товаров или услуг.
Принять к сведению
Юридическое лицо тоже может быть потребителем
Стоит отметить, что помимо традиционного подхода, рассматривающего понятие «потребитель» буквально, основываясь на его трактовке в законодательстве о защите прав потребителей, в последнее время все большее распространение получает и другой подход, в соответствии с которым в качестве потребителя могут выступать не только физические, но и юридические лица.
В данном случае на первое место выходит характер предоставляемых услуг. То есть если, к примеру, организация, арендующая помещение, пользуется водой, электрической энергией или газом, то по отношению к предоставляющим эти услуги естественным монополиям она выступает в качестве потребителя.
Так, если мы обратимся к ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, то увидим, что определение термина «потребитель» можно трактовать более широко, чем он трактуется в Законе о защите прав потребителей, и под это определение вполне могут подходить и юридические лица, поскольку публичный договор подлежит заключению между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и потребителем.
Например, юридическое лицо может выступить в качестве покупателя большой партии продуктов питания, но данные продукты не будут использоваться в целях ведения предпринимательской деятельности, а будут поставлены для нужд бесплатного питания работников организации или для продовольственного обеспечения массового мероприятия. Также юридическое лицо может приобрести товары бытового назначения, включая бытовую химию, бытовую технику, мебель, для организации повседневного быта своих сотрудников. Для предпринимательской деятельности эти товары не используются.