Специалисты Минфина России считают, что безвозмездное предоставление опциона на заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале общества является облагаемой НДС операцией. Такая позиция высказана ими в письме от 28.02.2020 № 03-07-14/14418.
Официальный подход
По соглашению о предоставлении опциона на заключение договора одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. Опцион на заключение договора предоставляется за плату или другое встречное предоставление, если иное не предусмотрено соглашением, в том числе заключенным между коммерческими организациями (ст. 429.2 ГК РФ).
Объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В пункте 5 ст. 155 НК РФ сказано, что порядок определения налоговой базы по НДС при передаче прав, связанных с правом заключения договора, осуществляется по правилам, установленным ст. 154 НК РФ. Согласно п. 2 указанной нормы при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых по правилам ст. 105.3 НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС. Напомним, что цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными (ст. 105.3 НК РФ).
Таким образом, при безвозмездном предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи долей в уставном капитале общества налоговую базу по НДС следует определять как стоимость передаваемых прав, исчисленную исходя из рыночных цен, без включения в них налога.
Аналогичная позиция приведена ведомством в письме от 21.12.2017 № 03-07-11/85423.
Подход рискованный
Некоторые компании считают, что опцион следует рассматривать как производные финансовые инструменты и на этом основании не облагать данные операции НДС в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сторонники данной позиции аргументируют ее правомерность тем, что для применения положений указанной нормы определение производных финансовых инструментов берется из п. 1 ст. 301 НК РФ. В ней установлено, что к производным финансовым инструментам относятся и опционные контракты.
Отметим, что ранее финансовое ведомство разделяло позицию о том, что операции по реализации опциона на право заключения в будущем договора не облагаются НДС на основании подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. Но в письме от 06.08.2018 № 03-07-11/55293 оно признало такой подход ошибочным. Специалисты Минфина указали, что операции по предоставлению опциона на заключение договора аренды не могут быть квалифицированы как операции по реализации финансовых инструментов срочных сделок, освобождаемые от налогообложения НДС. Поэтому они облагаются НДС в общем порядке.
С такой позицией согласны и суды. Пример — Определение Верховного суда от 17.07.2018 № 305-КГ18-9489. В нем высшие арбитры указали, что права, связанные с правом заключения договора, являются разновидностью имущественного права. Это следует из положений п. 5 ст. 155 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущественных прав на территории РФ является объектом налогообложения по НДС. Значит, операция по предоставлению права на заключение договора в будущем облагается НДС.