Сокращение опережающих индикаторов деловой активности в марте было менее глубоким, чем предполагали экономисты на фоне падения цен на нефть и мер борьбы с коронавирусом. Индекс предпринимательской уверенности Росстата в обрабатывающем секторе составил –2,8%, в добывающей промышленности равнялся –3,5%. Сводный индекс РСПП потерял 2,8 п. за счет снижения показателей фондового рынка и личных оценок бизнесменов. Индекс PMI уменьшился лишь на 0,7 п. Впрочем, нужно учитывать, что основные потери от эпидемии несет сегодня сфера услуг.
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) Росстата, отражающий экономическую конъюнктуру в промышленности, в марте с исключением сезонного фактора в обрабатывающем секторе составил –2,8% (в последнем месяце зимы он равнялся –2,6%). Уверенность «капитанов бизнеса» в добывающей индустрии выглядела хуже (–3,5%) из-за резкого сокращения цен на мировом нефтяном рынке.
Вместе с тем баланс оценок руководителями компаний спроса на продукцию (портфеля заказов) в добывающем сегменте выглядел лучше (–24%), чем в обрабатывающих производствах, где он равнялся –36%.
Количество оптимистов, ожидающих рост производства в течение ближайших трех месяцев, превысило число ожидающих его снижения в добывающей индустрии на 11 п.п., в обрабатывающих производствах — на 26 п.п.
Экономическую ситуацию в своей компании по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 14% и удовлетворительной — 71% руководителей, в обрабатывающих производствах — 10 и 74% топ-менеджеров соответственно.
В добыче полезных ископаемых число оптимистов в отношении оценки текущей экономической ситуации равно количеству пессимистов, в обрабатывающих производствах впавших в уныние руководителей на 5 п.п. больше оптимистов.
Средний уровень загрузки производственных мощностей также находился в пределах обычных значений. В добыче полезных ископаемых он составил 66%, в обрабатывающей промышленности — 63%.
Большая часть (88%) топ-менеджеров предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, уверены, что производственные мощности удовлетворят спрос на продукцию, 7% респондентов указывают на их избыточность. В обрабатывающих производствах — 90% и 10% соответственно.
Топ-менеджеры жалуются на фондовый рынок и курс рубля
Сводный индекс деловой среды, представленный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), в марте снизился на 2,8 п. (до уровня 43,7 п.).
Тем не менее Индекс рынка производимой продукции прибавил 1 п. — в марте он составил 46,7 п. Спрос в отрасли и на продукцию/услуги значимо вырос: в первом случае компонент Индекса поднялся на 7,7 п. (до значения 49,8 п.), во втором — на 5,8 п. (до уровня 51,1 п.). По оценке экспертов РСПП, здесь наблюдается влияние сезонного фактора.
Динамика уровня конкуренции оказалась отрицательной: в феврале значение показателя было 59,5 п., в марте оно опустилось до 57,7 п.
Индекс B2B вырос до 48,3 п. (+3 п.). Новых заказов у компаний стало больше — индикатор смог вернуться в положительную зону оценки, прибавив 1,7 п. (до 51,4 п.). Также положительная динамика зафиксирована в сроках выполнения заказов — показатель составил 47,7 п. против февральского значения 43,9 п.
Руководители компаний сообщили, что за отчетный период ситуация с выполнением контрактных обязательств несколько упростилась. Компонент Индекса «обязательства перед контрагентами» поднялся до отметки 49,1 п. (в феврале его значение было 46,8 п.). Индикатор «обязательства контрагентов перед компаниями», в свою очередь, вырос на 4,5 п. (до уровня 45 п.).
Индекс финансовых рынков за отчетный период провалился сразу на 11,6 п. и составил 34 п., что стало минимальным значением за последние четыре года.
Негативный тренд в оценках финансового положения компаний за месяц усилился. Если в феврале индикатор потерял 5,1 п., то в марте он упал еще на 5 п. (до уровня 39,2 п.). Четверть топ-менеджеров ответили, что за месяц ситуация ухудшилась. В феврале негативные варианты отмечали только 13,6% респондентов.
Состояние валютных рынков внушает участникам опроса серьезное опасение — здесь показатель упал сразу на 15,1 п. (до значения 30,2 п.). Месяц назад 88,6% представителей бизнеса ответили, что ситуация стабильна, и только 6,8% видели некоторое ухудшение валютных котировок. В марте уже 31,7% респондентов выбрали негативные ответы.
Значение Индекса личных оценок упало в марте на 11,8 п. и теперь составляет 34,5 п. Резко негативный ответ «состояние делового климата сильно ухудшилось» выбрала почти десятая часть «директорского корпуса» (в феврале их доля была 2,2%). В целом негативной точки зрения на динамику делового климата в стране придерживается 29,8% участников опроса РСПП.
Среди позитивных трендов марта — рост Индекса социальной и инвестиционной активности, который увеличился на 3,7 п. и вышел в позитивную зону. Более 43% опрошенных компаний вели в марте инвестиционные проекты (в феврале их доля была немного выше — 45,3%, однако разница в 2,1% укладывается в статистическую погрешность).
Две трети организаций нанимали новых сотрудников (их доля выросла на 3,5%). В 18% компаний происходило увольнение персонала (тут значение практически не изменилось).
Компании не теряют надежды на рост спроса
Сезонно скорректированный Индекс PMI обрабатывающих отраслей России, рассчитанный компанией IHS Markit, который отслеживает общую конъюнктуру рынка, упал с февральского показателя 48,2 балла и составил в марте 47,5 балла.
Ключевым фактором сокращения индикатора стало существенное снижение объемов производства.
Одновременно спрос как на внутреннем, так и на внешних рынках ослаб, поскольку вспышка эпидемии привела к принятию более жестких мер в отношении деятельности предприятий во всем мире. Резкое падение количества новых заказов было максимальным за четыре месяца и продлило текущую серию сокращений, которая началась в июне 2019 г. Отражая тенденцию общего объема продаж, новые экспортные заказы в марте тоже резко сократились.