В отчете международного рейтингового агентства Moody’s говорится, что активы банков СНГ будут ухудшаться по причине снижения способностей заемщиков из ряда секторов обслуживать свой долг, в том числе из-за экономического спада.
По мнению аналитиков, эффект распространения коронавирусной инфекции приведет к ухудшению качества банковских активов. Вкупе со снижением нефтяных котировок и возможным торможением в экономике долг может обслуживаться хуже. В новом отчете Moody’s прогнозируется рост уровня просроченной задолженности на всей территории СНГ, несмотря на то, что в России в предыдущие годы он уверенно снижался.
Moody’s считает, что последствия пандемии и падение нефтяных котировок негативно скажутся на качестве потребительских кредитов, выданных на территории СНГ, затронув и российские банки. Аналитик Moody’s Светлана Павлова полагает, что «шок от падения цен на нефть и эпидемии коронавируса усилит негативные последствия быстрого роста кредитования».
Хотя рост потребкредитования в России по итогам 2019 г. превысил 20%, в Moody’s уточняют, что при этом уровень невозвратных кредитов в сегменте с 2015 г. непрерывно снижался (с более чем 10% до менее 5%). Но в последнее время рост объема выдачи розничных кредитов опережал рост доходов населения, что привело к увеличению общей долговой нагрузки домохозяйств на всей территории СНГ. В последние три года cреднегодовые темпы роста уровня долговой нагрузки на одного российского заемщика составили 12%, а средних зарплат — 9%. Коэффициент отношения платежа к доходам (PTI, отражает долю ежемесячного дохода, направленного на погашение долга) в России вырос с 23,6 до 24,6% (по состоянию на 1 октября 2019 г.).
По мнению агентства, с ухудшением качества активов в первую очередь столкнутся банки с высоким соотношением портфеля розничных кредитов к собственному капиталу, а также те, у кого рост объемов потребкредитования опережал средний по банковской системе страны.
Кроме того, продолжительное снижение цен на нефть приведет, пишет Moody’s, «к замедлению экономического роста в России, Казахстане и Азербайджане, что будет способствовать еще более быстрому ухудшению качества активов в этих странах». Хотя в Moody’s уверены, что действия ЦБ РФ помогут смягчить риски, связанные с ухудшением качества активов.
Аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай более сдержанно оценивает помощь ЦБ. Он полагает, что послабления Банка России помогут, но не уберегут банки от убытков.
Д. Порывай отмечает, что до 30 сентября 2020 г. банкам разрешено проводить реструктуризацию кредитов компаниям (из перечня отраслей, пострадавших от COVID-19) без ухудшения оценки качества обслуживания их долга и без увеличения резерва по таким кредитам (если ухудшение финансового положения заемщика произошло после 1 марта). Помимо МСП, пострадавшими называются следующие отрасли: туризм, транспорт, общепит, фитнес, образование, коммерческая недвижимость (девелопмент), розничная торговля непродовольственными товарами, стоматология. Аналогичные послабления вводятся в отношении граждан (потребительского кредитования). «По словам главы ЦБ РФ, меры по возможной реструктуризации охватывают около 25% кредитного портфеля банков. То есть — 13 трлн руб., — пишет аналитик. — Судя по масштабу послаблений, регулятор уже наблюдает признаки значительного ухудшения качества кредитных портфелей у банков».
После этого аналитик констатирует: банки, которые будут вынуждены реструктурировать кредиты, испытают падение процентного дохода (пострадавшие заемщики относились к высокомаржинальному сегменту). «По нашим оценкам, это падение может составить 0,5—1 трлн руб. (что составляет 25—50% чистой балансовой прибыли за 2019 г.) в зависимости от продолжительности действия вируса на экономику (сейчас ЦБ РФ предполагает, что к 30 сентября ситуация заметно улучшится). Также из-за падения кредитования произойдет сокращение и комиссионного дохода. По итогам года (в предположении, что во 2-м полугодии бизнес нормализуется) сектор может показать близкую к нулю прибыль или даже убыток», — заключает эксперт.