Правительство России утвердило проведение эксперимента по маркировке воды с 1 апреля 2020 г. по 1 марта 2021 г. Участие в эксперименте будет добровольным. Ранее отраслевые объединения предупреждали, что введение обязательной маркировки приведет к дополнительным затратам производителей, и просили отказаться от проведения эксперимента.
Вправительственном документе говорится: «Правительство РФ постановляет провести с 1 апреля 2020 г. по 1 марта 2021 г. на территории Российской Федерации эксперимент по маркировке средствами идентификации упакованной воды (включая природную или искусственную минеральную, газированную, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ)».
Ответственными за проведение эксперимента определены Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минприроды, Минкомсвязи, ФНС, ФТС, Роспотребнадзор, Росаккредитация и ФСБ.
При этом Минпромторгу и Минсельхозу поручено до 15 июля 2020 г. разработать и утвердить методические рекомендации по проведению эксперимента, а также требования, предъявляемые к информационной системе. Оператором маркировки назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). По его данным, около трети компаний уже провели первичное обследование производственных площадок для оценки применимости различных технологических решений по встраиванию маркировки в производственный процесс.
Начиная с 2017 г. тема внедрения электронной маркировки товаров контрольными идентификационными знаками (КИЗ) стала одной из ключевых для агропромышленного комплекса и всей пищевой индустрии. С одной стороны, и производители, и потребители пищевой продукции заинтересованы в том, чтобы сделать путь продукта от поля до прилавка максимально прозрачным.
С другой стороны, представители сразу нескольких индустрий недовольны тем, как продвигается проект, и предупреждают, что нежелание профильных ведомств идти на диалог с бизнесом в этом вопросе приведет к многомиллиардным убыткам пищевой и перерабатывающей промышленности, банкротству предприятий малого и среднего бизнеса, росту цен товаров на полке и сокращению налоговых отчислений.
Министерство промышленности и торговли и ЦРПТ представляют маркировку как универсальный инструмент борьбы с контрафактом на рынке питьевой и минеральной воды и механизм оптимизации товарооборота внутри компании. Глава госкорпорации «Ростех» (один из учредителей ЦРПТ) Сергей Чемезов летом прошлого года на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил, что процент фальсификата на рынке питьевой воды в среднем по России составляет 25—30%, а в некоторых регионах и вовсе достигает 80%.
Однако эксперты отрасли с этой оценкой не согласились: по их словам, доля фальсифицированной продукции на рынке питьевой воды составляет всего 5—7%. Данные Роспотребнадзора еще меньше — доля контрафакта в сегменте питьевых и минеральных вод не превышает 1%, подсчитали в ведомстве.
Производители минеральной воды опасаются, что новая система товарооборота приведет не к оптимизации, а к операционному коллапсу. Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков заявлял, что введение электронной маркировки нецелесообразно и преждевременно. На пересмотре контура проекта настаивало и другое отраслевое объединение — Союз производителей бутилированных вод.
С ними соглашались и ряд экспертов. По словам председателя Общественного совета при Минсельхозе Андрея Бодина, в последнее время были предприняты серьезные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере контроля за оборотом питьевой и минеральной воды. Многие недобросовестные производители были лишены права использовать свидетельства о наименовании места происхождения товара (НМПТ). Дополнительный положительный эффект в данном направлении может принести ужесточение деятельности со стороны контрольно-надзорных органов, поэтому необходимости внедрения маркировки нет, заключил А. Бодин.
Генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов уверен, что проблема с фальсификатом не решится с помощью маркировки: «При внедрении данной маркировки в сфере молочной продукции придется потратить 50 млрд руб. в первый год при готовой прибыли молочной отрасли в 35 млрд. Поэтому, на мой взгляд, целесообразность неочевидна».
Организаторы проекта, напротив, считают, что благодаря маркировке легальные производители минералки могут рассчитывать на дополнительную прибыль. «ЦРПТ приветствует решение правительства, которое, судя по оценкам нелегального оборота, напрашивалось давно. Помимо очевидной пользы для потребителя от повышения качества продукции, расчеты показывают, что уход нелегальной продукции увеличит ежегодную валовую прибыль легальных производителей на 11 млрд руб.», — сообщил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
Он подчеркнул, что маркировка — один из эффективных инструментов обеспечения безопасности пищевой продукции и напитков, что особенно важно в текущей кризисной ситуации. На волне ажиотажного спроса может расти уровень нелегального оборота.