В стремительно меняющихся условиях стоит вспомнить простые инструменты для управления запасами, такие как ABC- и XYZ-анализ. Особенно эффективным может стать совместное использование этих инструментов, что позволит разработать стратегии управления запасами в разрезе групп товаров. О том, как это сделать, расскажем в нашей статье.
Анализ складских запасов и выбор правильной стратегии управления ими позволит вовремя закупать необходимые виды товаров, снижать затраты на склад, а также своевременно удовлетворять потребности клиентов. Кроме того, правильно разработанные стратегии управления запасами увеличивают оборачиваемость продукции на складе и уменьшают потребность в оборотном капитале, что в период рыночной нестабильности и угроз недопоставок по форс-мажорным обстоятельствам становится как никогда актуальным.
Для управления запасами есть простые инструменты, позволяющие существенно снизить риски предприятиям. Рассмотрим их на примерах.
Принцип Парето как основа простых инструментов анализа складских запасов
В основе рассматриваемых нами инструментов управления запасами (ABC- и XYZ-анализа) лежит известный принцип Парето (правило Парето, закон Парето, правило 80/20). В наиболее общем виде правило формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата.
Каким образом этот принцип нашел отражение в таком инструменте, как ABC-анализ? Точно так же и здесь отражена закономерность: можно выбрать наиболее важные группы товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые составляют 80% стоимости всех запасов, и уделять им больше внимания. Этот метод позволяет отделить существенное от несущественного.
Действительно, в большинстве случаев предприятия могут исходить из того, что относительно мало элементов имеют большое значение для целой системы. Например, 80% складской стоимости приходится на 20% видов товара или материалов. Логично, что этим группам запасов необходимо уделять больше внимания.
АВС-анализ складских запасов
Складские запасы делят на три группы:
-
группа А — наиболее дорогостоящие виды ТМЦ, а посему наиболее важные (те самые 20%, на которые приходится 75—80% затрат);
-
группа В — ТМЦ средней важности (те, на которые приходится примерно 15% затрат от всех запасов);
-
группа С — малоценные ТМЦ, наименее важные, их суммарная стоимость составляет около 5%.
В зависимости от степени важности этим группам должно уделяться разное внимание при управлении запасами: группе С можно уделять наименьшее внимание, но в то же время разработать для нее стратегию управления, позволяющую сократить время на закупки.
Для применения инструмента необходимы основные шаги:
-
Формулируем задачу (например, определение стоимости складских запасов на основе АВС-анализа и разработка стратегии закупок в соответствии с результатами анализа).
-
Проводим сбор данных (например, необходимо знать закупочные цены ТМЦ, номенклатуру товаров и т.д.): в настоящее время это не представляет собой проблемы, так как даже для малого предприятия есть вполне доступный инструмент — таблицы Excel.
-
Определяем стоимостьТМЦ по группам схожих товаров (например, закупок по видам товара).
-
Проводим сортировку видов ТМЦ по стоимости: самое дорогое стоит на первом месте.
-
Рассчитываем кумулированную стоимость (нарастающим итогом) и долю стоимости вида конкретного ТМЦ в общей стоимости материалов в %.
-
Задаем границы в % для групп А, В и С (например, 75% общей стоимости составляют А-товары, 15% — В-товары и 5% — С-товары). Границы по факту проведения анализа могут немного отличаться, можно самим определить их рамки.
Группе А необходимо уделить особое внимание. Для этого нужно предпринять следующие действия:
-
точно вести учет запасов на складе;
-
регулярно рассчитывать оптимальные и резервные размеры заказов при закупках;
-
своевременно определять тот уровень запасов на складе, при котором необходимо осуществлять очередные закупки, и определять оптимальный размер заказа;
-
вести каждодневное наблюдение за сроками хранения на складе;
-
проводить регулярный и глубокий анализ ситуации на закупочном рынке и ценовой ситуации.
Для группы товаров С применяются более простые мероприятия. Большие размеры закупок и складских запасов (конечно, с учетом затрат на склад и объема складского помещения) не столь критичны. Специальные методы управления в данном случае менее важны, чем для товаров группы А.
Необходимо отметить, что по технологии АВС-анализа можно проводить классификацию не только закупаемых и складируемых ТМЦ, но и поставщиков и клиентов. Например, поставщики могут быть разделены на группы по объему закупок и, соответственно, критичности для снабжения. Клиентов же мы можем делить по объемам отгрузки и продаж, анализировать дебиторскую задолженность, и также разрабатывать стратегию выстраивания отношений с клиентами в зависимости от их значимости для оборота, уровня оборачиваемости дебиторской задолженности. Хотя здесь важно понимать, что каждый клиент должен быть важным для предприятия (это вопрос имиджа), речь идет именно о комплексе мероприятий по продвижению, который может быть специфичен для группы клиентов.
Что касается запасов, то их можно классифицировать и по такому показателю, как оборачиваемость.
Пример
Предположим, что у предприятия есть небольшая линейка закупаемых (или производимых) товаров, поступающих на склад. Всего номенклатура насчитывает 14 позиций. Цены и количество возьмем условные (ТМЦ 10 больше не закупается, поэтому стоит цена 0). В таблице 1 представлен результат проведенного АВС-анализа, то есть мы произвели уже все шаги, представленные выше. ТМЦ в зависимости от стоимости, представляющей собой произведение цены и количества по видам ТМЦ, проранжированы в порядке от большей стоимости к меньшей (колонка 4).
В колонку 5 таблицы заносим формулу расчета кумулятивной суммы доли стоимости по видам ТМЦ в общей стоимости ТМЦ в процентах. Например, для ТМЦ 5 расчет будет:
(6 450 000 : 24 569 100) х 100% = 26,3%
Что касается последующих ТМЦ в этой колонке, то нельзя забывать, что мы прибавляем к расчету предыдущее значение. Например, для ТМЦ 1, если значение находится в ячейке D5, значение ТМЦ 5 располагается в ячейке 4, а значение общей суммы ТМЦ в ячейке 18, то формула в Excel и расчет будут выглядеть следующим образом:
E4 + D5 / $D$18 = 26,3% + (5 250 000 : 24 569 100) х 100% = 47,6%
Формула копируется во все строки колонки 5.
В итоге мы видим наглядную картину отражения принципа Парето. Граница по кумулятивной стоимости в 80,8% проходит на уровне шести позиций ТМЦ (это ТМЦ с номерами 5, 1, 8, 12, 3, 14), которые с учетом закупаемого (складируемого) количества как раз составляют почти 20% от общего количества ТМЦ (в нашем примере 19,07%).
Мы сами определяем границы, в таблицах их можно выделить цветом: красная зона — ТМЦ группы А, желтая зона — ТМЦ группы В, зеленая зона — группа С.
На основе таблицы можно построить график (рис. 1), он еще раз демонстрирует принцип Парето в действии. Проанализировав график, можно заметить, что нарастание суммарной стоимости запасов происходит неравномерно: сначала темпы возрастания велики, затем они существенно снижаются.
Результат проведенного АВСанализа (таблица 1)
ТМЦ |
Показатели |
|||||
Цена, д. ед. |
Количество, шт. |
Стоимость, д. ед. |
% в стоимости (кумулятивно) |
% в количестве (кумулятивно) |
Группа |
|
ТМЦ 5 |
43,0 |
150 000 |
6 450 000 |
26,3% |
1,10% |
А |
ТМЦ 1 |
70,0 |
75 000 |
5 250 000 |
47,6% |
1,65% |
|
ТМЦ 8 |
6,0 |
550 000 |
3 300 000 |
61,1% |
5,69% |
|
ТМЦ 12 |
5,0 |
400 000 |
2 000 000 |
69,2% |
8,63% |
|
ТМЦ 3 |
2,0 |
800 000 |
1 600 000 |
75,7% |
14,51% |
|
ТМЦ 14 |
2,0 |
620 000 |
1 240 000 |
80,8% |
19,07% |
|
ТМЦ 9 |
1,2 |
865 000 |
1 038 000 |
85,0% |
25,42% |
B |
ТМЦ 4 |
1,4 |
700 000 |
980 000 |
89,0% |
30,56% |
|
ТМЦ 2 |
0,7 |
1 200 000 |
840 000 |
92,4% |
39,38% |
|
ТМЦ 6 |
0,1 |
7 263 000 |
726 300 |
95,3% |
92,74% |
|
ТМЦ 13 |
2,7 |
224 000 |
604 800 |
97,8% |
94,39% |
|
ТМЦ 7 |
1,0 |
300 000 |
300 000 |
99,0% |
96,59% |
C |
ТМЦ 11 |
1,0 |
240 000 |
240 000 |
100,0% |
98,35% |
|
ТМЦ10 |
0,0 |
224 000 |
0 |
100,0% |
100,00% |
|
Итого: |
|
13 611 000 |
24 569 100 |
100,00% |
100,00% |
График по результатам АВС-анализа (рисунок 1)
Закон Парето в действии: примерно 80% ТМЦ по стоимости составляют около 20% по количеству
Доля ТМЦ в общем количестве
АВС-анализ стоимости позволяет концентрировать внимание и усилия на тех направлениях, где ожидается максимальная отдача, поэтому он вполне применим на практике для разработки товарной политики.
XYZ-анализ стоимости складских запасов
Не только складская стоимость ТМЦ имеет большое значение, важно также знать, насколько часто используется тот или иной артикул.
XYZ-анализ как раз и помогает классифицировать виды ТМЦ по степени частоты использования. Таким образом, это дает возможность учитывать колебания спроса.
ТМЦ группы Х очень часто используются, группы Y — используются достаточно часто, группы Z — используются редко.
Другими словами, X-группа — это постоянная потребность, Y-группа — потребность-тенденция, Z-группа — нерегулярная потребность.
Х-товары характеризуются (рис. 2):
-
регулярной потребностью;
-
ограниченными и хорошо предсказуемыми колебаниями;
-
хорошей предсказуемостью.
Y-товары характеризуются (рис. 3):
-
нерегулярной потребностью;
-
непредсказуемостью колебаний;
-
средней предсказуемостью.
Z-товары характеризуются следующим (рис. 4):
-
хаотичным потреблением;
-
сильными и нерегулярными колебаниями;
-
плохой предсказуемостью.
Наглядно эти характеристики можно представить графически. Таким образом, если данные по запасам из таблиц отобразить на графике, можно понять, к какой категории относится тот или иной вид ТМЦ.
Очень важно знать степень колебаний по запасам, так как с этим связаны дополнительные затраты при невозможности удовлетворить спрос ввиду отсутствия товара на складе. Деление на группы X, Y, Z должно основываться на статистическом анализе прошлых данных.
Есть много подходов, как рассчитать степень колебания и на основе этого отнести товар к группе X, или Y, или Z.
Расскажем об одном из таких подходов, который применяется зарубежными специалистами при анализе запасов1.
Возьмем предлагаемую формулу:
Ki = (n x K(i-1) + F x (1 – Ti / Vi)) / (n + 1), (1)
где:
Ki — коэффициент колебания спроса i-го периода;
K(i-1) — коэффициент колебания спроса i-1 периода;
n — интервал в рамках периода;
F — фактор безопасности (страховочный фактор);
T — фактическое потребление;
V — плановое потребление.
Так как интервалы в рамках периода редко рассматриваются (например, чаще берется месяц, а не несколько недель в месяце), то принимаем n = 1.
Формула 1 упрощается:
Ki = 0,5 x (n x K(i-1) + F x (1 – Ti / Vi)), (2)
Отношение Ti / Vi показывает, как в текущем периоде изменяется спрос на товар.
Фактор страхования по смыслу близок понятию «уровень сервиса». По мнению немецкого специалиста Х. Хартманн, этот фактор может принимать значения от 0 до 3,75 в зависимости от уровня сервиса2. Условием для применения данного подхода является то, что потребность принимается как нормально распределенная случайная величина, а спрос удовлетворяется с определенной вероятностью. Для примера, тот же специалист определяет следующие факторы страхования для различного уровня сервиса (табл. 2).
Уровень сервиса и фактор страхования (таблица 2)
Уровень сервиса, % |
Фактор страхования |
50,00 |
0,00 |
78,81 |
1,00 |
84,13 |
1,25 |
94,52 |
2,00 |
97,72 |
2,50 |
99,18 |
3,00 |
99,87 |
3,75 |
Деление на категории происходит следующим образом:
-
X-товар Ki ≤ 1;
-
Y-товар 1 < Ki ≤ 5;
-
Z-товар Ki > 5.
XYZ-анализ необходим прежде всего для координации с производством и уменьшения остановок производства.
Приведем пример для анализа данных по ТМЦ и отнесение их к одной из подгрупп X, Y, Z.
Предположим, есть данные по прогнозируемой потребности товара в штуках за шесть периодов (месяцев). После окончания периода собраны данные по фактическому спросу в штуках (табл. 3).
XYZ-анализ — определение коэффициента колебания спроса и категории товара (таблица 3)
Спрос |
Период |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Прогноз, шт. |
120 000 |
68 000 |
124 000 |
64 000 |
224 000 |
164 000 |
Факт, шт. |
480 40 |
159 400 |
62 160 |
158 680 |
128 240 |
219 000 |
F |
0,9 |
2,47 |
1,98 |
3,21 |
2,25 |
1,63 |
Так как нет данных за предыдущий период, пусть Ki = 0.
Пусть n = 1, так как мы не берем интервалы в рамках периода. Также предполагаем, что нам необходим уровень сервиса в 99,87%, тогда фактор страхования равен 3 (из табл. 2).
Для примера приведем два расчета коэффициента из табл. 3:
K1 = 0,5 x (3 x (1 – 48040 / 120 000)) = 0,9
K1 = 0,5 x (0,9 + 3 x (1 – 159 400 / 68 000)) = 2,467
Из таблицы 3 видно, что большая часть рассчитанных коэффициентов попадает в диапазон от 1 до 5, из чего следует, что анализируемый вид товара относится к группе Y.
Совместное использование АВС- и XYZ-анализа
Самое лучшее и информативное применение XYZ-анализа достигается за счет использования вместе с АВС-анализом.
Представим в табличном виде совмещение АВС- и XYZ-анализа (табл. 4).
ABC-XYZ-матрица (таблица 4)
|
Уменьшение стоимости ТМЦ от группы А к группе С |
|||
Группы ТМЦ |
A |
B |
C |
|
Уменьшение предсказуемости |
X |
Меры: ограничение складского запаса, JiT-поставки по возможности |
Меры: стратегия либо как для АX, либо как CХ |
Меры: хорошо планируемая потребность, можно выиграть на скидках при заказе |
Y |
Меры: детальное планирование, страховые запасы, гарантии быстрой реакции поставщика |
Меры: стратегия как для групп ТМЦ AX, или CY, или BY |
Меры: создание страховых запасов, если склад не является узким местом |
|
Z |
Меры: страховые запасы или быстрая реакция поставщика |
Меры: стратегия как для групп ТМЦ AZ или CZ |
Меры: создание страховых запасов |
Важно более основательно анализировать поля AX, AZ, CX. Для таких групп ТМЦ необходимо разрабатывать стратегии управления запасами более доскональные, так как они помогут минимизировать затраты на закупки и хранение на складе, уменьшить риски недопоставок, получить дополнительные скидки от поставщиков за объемы заказа. В первую очередь это такие комбинации характеристик (признаков):
-
AX-запасы (высокая стоимость и частая используемость): рекомендуются поставки «точно вовремя» (Just-in-Time); необходим доскональный мониторинг сроков поставки;
-
AZ-запасы (высокая стоимость и редко используемые): необходимо организовать поставки в соответствии с потребностью по необходимости (под заказ), также рекомендуются поставки Just-in-Time;
-
СХ-запасы (малая стоимость, часто используемые): массовые артикулы, которые должны закупаться по низким ценам и должны быть в наличии. По большей части здесь идет речь о небольшом количестве заказов с большим количеством закупаемых ТМЦ. Например, это могут быть канцтовары, картриджи и расходные офисные материалы, какие-то дешевые детали и комплектующие, пользующиеся регулярным спросом.
Отметим, что не обязательно частое колебание потребления может считаться хаотичным. Нельзя такие товары автоматически относить к группе Z. Например, если речь идет о сезонных колебаниях, то все равно можно достаточно точно прогнозировать потребление. Кроме того, с течением времени и форс-мажорных обстоятельств, что мы и наблюдаем сейчас в мире и в нашей стране с целой группой товаров (например, нынешняя ситуация с возникшим в стране взрывным спросом на гречку, соль и товары первой необходимости), может меняться сама граница между группами, поэтому необходимо применять эту матрицу регулярно и продолжительно.
***
Ни один, даже самый хороший и продвинутый управленческий метод, не может быть эффективным, если его применять не системно, нерегулярно и в отрыве от других инструментов. Рассмотренные в статье методы анализа хорошо использовать совместно с известными логистическими моделями управления запасами и анализом рынков потребления.
1 Фрагмент примера из книги Littkemann J. Unternehmenscontrolling. Konzepte, Instrumente, praktische Anwendungen mit durchgaengiger Fallstudie. Verlag Neue Wirtschafts-Briefe Herne/Berlin, 2006, c. 161—162.
2 О расчете коэффициента колебания, а также пример расчета — по книге Hartmann H. Materialwirtschaft, Organisation, Planung, Durchfuehrung, Kontrolle, 8 Aufl., 2002, Gernsbach.