Композитный индекс глобальной экономической активности J.P. Morgan Global Composite PMI в марте опустился до низкого уровня — 39,4. При этом промышленность показала небольшой рост активности (с 47,1 до 47,6), хотя и осталась в негативной зоне, а сфера услуг рухнула до 37. Похожую динамику показывают другие индикаторы деловой активности: американского Института менеджеров по снабжению (The Institute for Supply Management), немецкого института экономических исследований (IFO) и Европейской комиссии. Приятным исключением стал индекс китайского делового издания Caixin, который вырос с 40,3 в феврале до 50,1 в марте.
?граничительные меры, вводимые в последнее время в большинстве стран, приводят к замедлению экономической активности. Индекс J.P. Morgan Global Composite PMI в марте снизился до 39,4 после 46,1 в конце зимы, что стало минимальным значением за последние 133 месяца. По оценкам экспертов, снижение индекса PMI ниже отметки 42,8% указывает на приближение рецессии в мировой экономике.
В производственном секторе глобальный PMI составил в первом месяце весны 47,6 по сравнению с 47,1 в феврале. Небольшой рост индекса почти полностью связан с оживлением деловой активности в Поднебесной. Глобальный индекс без учета материкового Китая в марте составил 46,6, что является самым низким уровнем с мая 2009 г.
Конъюнктура в секторе сервиса выглядит гораздо хуже, чем в промышленности. Глобальный PMI в сфере услуг упал c февральского уровня 47,1 до отметки 37, что стало самым низким показателем за всю историю исследований, проводимых IHS Markit.
«По результатам опросов мировая экономика продолжает замедляться ускоренными темпами, несмотря на стимулирующую политику ведущих центробанков мира, — отмечает эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. — Неопределенность в отношении дальнейшего развития пандемии коронавируса привела к тому, что деловой оптимизм находится на историческом минимуме».
Соединенные Штаты остаются в «зеленой зоне»
В США динамика опережающих индикаторов указывает на замедление экономики. Индикатор ISM американского Института менеджеров по снабжению (The Institute for Supply Management) в марте снизился до 49,1%, что на 1 п.п. ниже февральского показателя и на 1,8 п.п. меньше, чем в январе. Таким образом, в марте вновь стала сокращаться деловая активность в промышленности.
Важная деталь: значение индекса ISM остается выше порогового уровня 42,8% в течение длительного периода времени, что указывает на сохраняющийся рост экономики в целом. Из 18 обрабатывающих отраслей в шести наблюдалось сокращение производства в марте (в том числе в добыче, производстве машин и транспортного оборудования, выпуске готовых металлических изделий). А в десяти отраслях наблюдался рост (особенно в секторах продовольствия и здравоохранения). По мнению аналитиков Института, значение PMI в марте соответствует росту ВВП на 1,8% в годовом исчислении.
Индекс текущей предпринимательской активности GAC (General Activity Diffusion Index for current general activity), рассчитываемый Федеральным резервным банком Филадельфии (опрос проводился в период 5—19 марта), указывает на сокращение региональной производственной активности. Диффузный индекс оказался ниже нулевой отметки и в марте составил –12,8 п. (минимальный уровень с июля 2012 г.). Снижение по сравнению с предыдущим месяцем (36,1 п.) произошло на фоне ограничений, связанных с коронавирусом. Индекс новых заказов упал до минимального за всю историю уровня, снизились продажи и полная занятость — все эти индексы оказались в отрицательной области. Индекс будущей активности GAF (Future General Activity Indexes) сократился c 44,2 п. в феврале до –16,3 п. в марте, что говорит об ожиданиях дальнейшего снижения деловой активности в течение следующих шести месяцев.
Европейская экономика входит в рецессию
Экономический климат в еврозоне продолжил ухудшаться. Индекс делового климата в Германии, представленный Институтом экономических исследований (IFO), упал с 96 п. (с учетом сезонных колебаний) в феврале до 87,7 п. в марте (опрос проводился в период со 2 по 18 марта 2020 г). Это означает самое большое падение с 1991 г. и наиболее низкий уровень с августа 2009 г. Резко ухудшились как текущие оценки опрошенных экспертов, так и ожидания. В обрабатывающей промышленности падение ожиданий (в отличие от оценки текущей ситуации) стало самым резким за 70 лет отраслевых исследований. В торговле (как в оптовой, так и в розничной) ожидания упали до самого низкого уровня с момента воссоединения Германии.
Немецкая экономика входит в рецессию. Уже в апреле — мае (впервые с 2008 г.) она может оказаться в зоне Slight recession в соответствии с классификацией Института IFO четырех фаз и переходных зон делового цикла. С учетом ухудшения экономического климата в других европейских странах на фоне жестких карантинных мер полноценная рецессия в еврозоне становится все более вероятной.
Индикатор экономических настроений (ESI), основанный на опросах Европейской комиссии, в марте упал до 94,5 п. Показатель впервые с февраля 2015 г. опустился ниже долгосрочного среднего уровня за 1990—2018 гг. (он принят за 100 п.).
Снижение индекса ESI было вызвано падением доверия среди потребителей и во всех секторах бизнеса. Обвал был особенно сильным в сфере услуг и розничной торговле. Среди крупнейших экономик еврозоны индекс ESI резко упал в Италии и Германии, а также значительно снизился во Франции, Нидерландах и Испании.
В Поднебесной деловая активность восстанавливается
В Китае динамика опережающих индикаторов в марте указывает на возобновление роста деловой активности после февральского обвала. Индекс Caixin China General Manufacturing PMI (опрос проводился с 12 по 23 марта) вырос в марте до 50,1 против 40,3 в феврале.
Вместе с тем, по мнению экспертов китайского делового издания Caixin, в марте промышленность находилась под двойным давлением: возобновление бизнеса было недостаточным, а ухудшение внешнего спроса и слабый внутренний потребительский спрос ограничили дальнейшее расширение производства.
В сфере услуг индекс Caixin пока еще остается значительно ниже нейтрального уровня (вырос до 43 против 26,5 в феврале).
«В целом можно говорить об улучшении ситуации в промышленном секторе Китая после снятия карантина, в то время как в услугах ситуация пока еще остается напряженной, — подчеркивает С. Пухов. — Однако пандемия в других странах будет сдерживать дальнейший экономический рост из-за сильного сокращения внешнего спроса».