ВТБ проанализировал транзакционную активность розничных клиентов в первую неделю самоизоляции, сравнив ее с последней неделей марта. Результаты показали, что траты россиян по картам сократились на треть. Но, скорее, снижение еще больше.
Граждане проявляют сознательность, делают вывод аналитики ВТБ — предпочитают крупным супермаркетам небольшие магазины у дома и службы доставки, минимизировали использование личного транспорта, такси и каршеринга, а также нарастили траты на интернет-сервисы, включая онлайн-кинотеатры.
По итогам первой недели самоизоляции транзакционная активность клиентов ВТБ сократилась на треть, не достигнув и 20 млрд руб. Сужается потенциальное число сегментов, где россияне могут потратить свои средства. Закрыты кафе, рестораны, все предприятия развлечений и досуга, поэтому все траты сосредоточены в жизненно важных сегментах.
В первую очередь, отмечают аналитики ВТБ, растет объем транзакций на покупку продуктов. В начале апреля они выросли на 5% по сравнению с последней мартовской неделей. При этом в маленьких магазинах у дома прирост достигает 10% (до 2,7 млрд руб.), а в крупных супермаркетах, наоборот, произошло сокращение объема транзакций на 3% — клиенты потратили там всего 570 млн руб. Многие сейчас в принципе отказываются от похода за продуктами и заказывают еду на дом. Такой тренд, по наблюдению экспертов ВТБ, начался еще в конце марта, объем транзакций в этом сегменте растет вторую неделю подряд, превысив уже 30 млн руб.
Общественный транспорт практически не пользуется спросом, вместе с тем сейчас резко снизилась и частота поездок на автомобилях. Сегмент аренды авто показывает снижение на 60%, такси — на 40%. Сокращение расходов на заправках на 18% доказывает аналитикам ВТБ, что передвижение на личном транспорте сейчас также непопулярно. В конце марта — начале апреля клиенты ВТБ потратили на АЗС чуть больше 1 млрд руб.
Закрытие центров досуга, кино и театров логично трансформировалось в рост популярности домашних онлайн-сервисов. Объем покупок в онлайн-кинотеатрах вырос вдвое по сравнению со средними значениями 2019 г. — даже при том, отмечают авторы анализа, что часть компаний вводит льготные тарифы или бесплатные периоды на просмотры фильмов в своей коллекции. Интересно аналитикам ВТБ, что мужчины вдвое активнее скачивают фильмы, чем женщины.
Клиенты ВТБ проявляют сознательность и минимизируют свое появление в общественных местах. Эксперты банка ожидают, что в случае сохранения периода самоизоляции до конца апреля этот тренд будет продолжен.
Но справедливости ради нужно заметить, что выводы ВТБ основываются на расчетах только по картам его клиентов, а, кроме того, немалая часть населения продолжает расплачиваться наличными. В этой связи стоит напомнить данные замера исследовательского холдинга «Ромир» за ту же первую неделю карантина — расходы населения сократились на 47,6% по сравнению с семидневкой ранее.