Минпромторг призвал регионы не ограничивать продажи алкоголя

| статьи | печать

Губернатор Забайкалья Александр Осипов отменил запрет на продажу спиртного. Сухой закон в регионе был введен в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Однако федеральная власть таких шагов не одобрила. Минпромторг рекомендовал регионам не вводить ограничений на продажи спиртного. По мнению ведомства, это может спровоцировать рост контрафакта и вызвать серьезное социальное напряжение.

Ограничения на розничную реализацию спиртных напитков в Забайкальском крае ввели с 3 апреля во избежание роста уровня преступности в условиях введенного режима самоизоляции. «Из-за режима самоизоляции обострилось количество правонарушений, совершенных на почве алкоголя. У Забайкальского края есть печальный опыт новогодних каникул, когда за 10 дней мы потеряли „по пьяной лавочке“ более 120 человек, большая часть — криминальные смерти», — сообщил заместитель председателя правительства Забайкальского края Андрей Гурулев.

За время действия особого режима, связанного с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, объем реализации алкогольной продукции на территории Забайкальского края увеличился на 40% и составил 839 тыс. л. Такие данные зафиксировали специалисты региональной службы по тарифам и ценообразованию.

Обеспокоены ростом спроса на горячительные напитки и в других регионах. Так, например, в Карелии алкоголь разрешили продавать только с 10 до 14 часов, в Хакасии — с 10 до 15 часов, в Башкирии — с 10 до 18 часов, в Пермском крае — с 11 до 20 часов. Новые лимиты также установлены в Республике Крым, Республике Саха (Якутия), Чеченской Республике, Красноярском крае, Ленинградской и Кемеровской областях.

Продажи алкоголя растут по всей стране. По данным Сбербанка, за период с 23 по 29 марта в категории «Винные магазины» зафиксирован прирост +21,9% неделя к неделе, +31,8% г/г. Анализ поступлений безналичной выручки в магазины с эквайрингом от МКБ показал, что количество транзакций на покупку алкоголя 27 марта в 1,3 раза превышает средний показатель марта, и даже праздничные дни на 8 марта показывали меньшее количество операций.

Впрочем, ряд экспертов полагают, что потребление при этом не увеличивается. Покупатели запасаются спиртным на будущее, а также используют алкоголь вместо антисептика для обработки рук и поверхностей. «Выросла продажа объема водки, но не потому, что пить больше, а для того, чтобы дезинфекция — снаружи, не внутри», — заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Против вводимых запретов выступили производители алкогольных напитков. Так, Союз российских пивоваров направил письмо в адрес премьер-министра Михаила Мишустина. По мнению объединения, предпринимаемые в регионах шаги драматически усугубляют положение предприятий пивоваренной отрасли, которые с начала марта 2020 г. уже потеряли значительную часть сбыта по причине закрытия предприятий общественного питания (гостиниц, баров, ресторанов, кафе).

Подавляющее большинство из полутора тысяч российских пивоваренных предприятий — это субъекты малого и среднего бизнеса. «Как и все российские предприниматели, пивовары оказались в крайне сложных условиях: обвал курса рубля, падение цен на нефть, снижение покупательской активности населения. И сегодня пивовары, так же как и весь отечественный малый и средний бизнес, нуждаются в поддержке», — написали участники рынка премьеру.

Они подчеркнули, что запреты на продажу алкогольной продукции, в том числе пива, уничтожают не только пивоваров, каждый из которых вложил в создание производства десятки миллионов рублей, но и рабочие места сотен тысяч россиян, занятых в других сферах. Одно рабочее место в пивоварении создает порядка 10 рабочих мест в смежных отраслях: сельском хозяйстве, логистике, торговле, производстве упаковки. В пивоварении напрямую занято порядка 40 тыс. человек. Это означает, что еще 400 тыс. человек имеют работу благодаря пивоварам.

Запреты региональных властей также приведут к сокращению вклада пивоваренной отрасли в экономику России, который с начала 2010-х гг., по оценке Института экономической политики имени Егора Гайдара, ежегодно составляет порядка 1% ВВП.

Ограничения оборота пива могут стать катализатором многочисленных банкротств пивоваренных компаний и их бизнес-партнеров. «Отметим, что во многих регионах пивоваренные предприятия являются крупными налогоплательщиками и их разорение будет иметь серьезные негативные последствия для доходной части региональных бюджетов», — предупредили пивовары кабмин.

По их мнению, декларируемые региональными властями цели по снижению потребления алкогольной продукции гражданами не будут достигнуты, поскольку население имеет все возможности быстро переключиться на нелегальную крепкую алкогольную продукцию (типа «настойки боярышника»). А ее потребление сопряжено с риском для жизни и способно усугубить и без того высокую нагрузку на отечественную систему здравоохранения.

Судя по всему, аргументы участников рынка оказались весомыми. «Рекомендуем не менять установленный ранее в субъектах Российской Федерации режим продажи алкогольной продукции без крайней необходимости. Введение дополнительных ограничений на реализацию алкогольной продукции может спровоцировать рост доли нелегальной продукции и серьезное социальное напряжение», — говорится в письме министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, направленном 3 апреля руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Сухой закон в Забайкалье продержался всего четыре дня. Согласно новому распоряжению губернатора с 7 апреля алкогольную продукцию в регионе можно приобрести с 9 до 18 часов.


К сведению

Минфин торопят с установлением минимальной розничной цены на пиво

Союз российских пивоваров обратился в Министерство финансов с просьбой как можно скорее установить минимальную розничную цену (МРЦ) на пиво. Предполагается, что бутылка пива 0,5 л будет стоить не менее 53 руб.

В обращении на имя министра финансов Антона Силуанова Союз российских пивоваров сообщил, что введение МРЦ позволит в сочетании с оптимизацией акцизной политики существенно снизить объемы нелегального рынка пива, создать равные конкурентные условия для добросовестных компаний. «Данная мера будет способствовать снижению количества потребляемого некачественного алкоголя и позволит снять риски распространения псевдопивных напитков, маскирующихся под „пиво“, безакцизной пивной продукции, в том числе и серого импорта в приграничные регионы России», — говорится в письме.

За введение МРЦ высказались практически все участники пивоваренного рынка России. Учитывая важность проблемы, Союз российских пивоваров попросил главу Минфина рассмотреть вопрос по скорейшему установлению минимальных розничных цен.

Производители заручились поддержкой региональных властей в ряде субъектов. Предложение об установлении минимальной цены на пиво одобрили парламент Республики Хакасии и Мособлдума. В информационных материалах Мособлдумы говорится, что ежегодно растет количество фальсификата и пивных напитков низкого качества, которые за счет низкой цены имеют необоснованное конкурентное преимущество. Кроме того, они стоят зачастую столько же, сколько соки и газированные напитки, что вызывает интерес у подростков.

Депутаты предлагают установить минимальную цену на пиво с учетом акциза, НДС и стоимости тары. Реальная минимальная розничная цена бутылки пива 0,5 л составляет 53 руб. Недобросовестные производители же продают свою продукцию дешевле 30 руб. В настоящее время в РФ установлены минимальные цены на водку (215 руб.), бренди (307 руб.), коньяк (388 руб.), шампанское (164 руб.).

Законодатели Подмосковья считают, что такая мера положительно скажется на конкуренции в сфере производства пива. «Фальсификат станет просто невыгодно производить. В Московской области мы оказываем поддержку производителям пива, и честная конкуренция, безусловно, хорошо отразится на данной сфере. Потребители же будут уверены в том, что покупают качественный продукт», — отметил председатель Комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Сергей Керселян.

Согласно данным, озвученным на Х Международном форуме «Пивоваренная отрасль РФ — 2030: Взгляд в будущее», по объему годового производства пива Россия занимает шестое место в мире, уступая лишь США, Китаю, Бразилии, Мексике и Германии. Производство пива в стране по сравнению с 1995 г. увеличилось более чем в четыре раза и составляет порядка 7,4 млрд л в год.

Суммарные инвестиции в пивоваренную отрасль за последние 25 лет составили более 600 млрд руб., уровень акцизных поступлений в региональные бюджеты превышает 150 млрд руб. ежегодно. Совокупный вклад пивоваренной отрасли в валовой внутренний продукт России составляет более 850 млрд руб.

Сегодня на российском рынке присутствуют все крупнейшие мировые фирмы — производители пива. На их долю в нашей стране приходится порядка 70% производства пива. Вместе с тем необходимо отметить тенденцию последних лет, которая показывает значимый рост объемов производства пивоваренными компаниями с российской формой собственности, доля которых выросла только за последние 10 лет в четыре раза.