Современный мир охвачен пандемией коронавирусной инфекции, которая обусловила внесение множества изменений практически во все сферы общественной жизни. Меры по противодействию COVID-19 в Российской Федерации вводятся в том числе на федеральном законодательном уровне. При этом пристальное внимание уделяется антимонопольному регулированию, а также регулированию закупок. О том, какие изменения в сфере антимонопольного регулирования и деятельности антимонопольных органов в целом произошли за последнее время, читайте в материале.
Как известно, одним из условий освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства выступает обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор). Именно таковым антимонопольный орган признал пандемию коронавирусной инфекции.
Так, ФАС России в письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 «Об условиях закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика в период пандемии коронавируса» отметила, что COVID-19 является обстоятельством непреодолимой силы, и указала на необходимость учитывать данную позицию всем антимонопольным органам на территории Российской Федерации при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков и проведении проверок.
В свою очередь, Министерство финансов и МЧС России, а также ФАС России издали совместное письмо от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, № 219-АГ-70, № МЕ/28039/20 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», в котором отмечается, что, по мнению указанных органов, распространение инфекции COVID-19 носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Отметим, что указанный подход полностью соотносится и с позицией Торгово-промышленной палаты РФ, которая ранее приступила к бесплатной выдаче сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Кроме того, в целях регулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением COVID-19, 1 апреля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ).
В числе прочего, в соответствии с изменениями, вносимыми указанным законом, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, приравнивается к режиму чрезвычайной ситуации.
Цитируем документ
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Часть 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Таким образом, становится очевидным, что хозяйствующие субъекты при невозможности исполнения или ненадлежащем исполнении обязательств (например, возникших по итогам закупочных процедур) могут ссылаться на распространение инфекции COVID-19 и вводимые в связи с этим ограничения как на форс-мажор, что отныне в обязательном порядке надлежит учитывать антимонопольным органам.
Одновременно не стоит также забывать, что недобросовестные участники обязательственных правоотношений могут злоупотреблять данной возможностью, в связи с чем от антимонопольных органов требуется особо пристальное внимание при рассмотрении ситуаций, в которых имеют место заявления хозяйствующих субъектов о наступлении такого рода обстоятельств непреодолимой силы.
Изменения в сфере закупок
ФАС России в упомянутом выше письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 обращает внимание, что согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) закупки определенных товаров, работ, услуг при необходимости вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В Законе № 98-ФЗ уточняется, что распространение коронавирусной инфекции выступает обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик, в том числе и для предупреждения чрезвычайной ситуации, имеет право на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика, необходимых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств. Важным условием здесь выступает наличие причинно-следственной связи между целью (противодействие распространению инфекции) и предметом закупки.
Вместе с тем Законом № 98-ФЗ также был внесен ряд изменений в Закон о контрактной системе, в частности:
-
утратили силу нормы (ст. 80—82), предусматривающие проведение предварительного отбора участников закупки, а также осуществление закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
до 31 декабря 2020 г. при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случаев, если контрактом предусмотрена выплата аванса (ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе);
-
в 2020 г. по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и (или) изменение цены контракта и (или) единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от воли сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения этого контракта (ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе);
-
Правительству РФ до 31 декабря 2020 г. включительно предоставлено право определения случаев и оснований для закупки у единственного поставщика, не предусмотренных прямо Законом о контрактной системе, а также порядка осуществления закупок в таких случаях (ст. 16 Закона № 98-ФЗ);
-
предусмотрено списание заказчиками сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактами обязательств не только в 2015-м и 2016-м, но и в 2020 г. (ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе).
Изменения в режиме проведения проверок и рассмотрения антимонопольным органом дел
В период перевода населения на дистанционный режим работы антимонопольные органы проводят множество проверок с целью анализа динамики роста цен на различные товары, услуги.
В частности, ФАС России была проанализирована динамика изменений операторами мобильной связи цен на услуги, предоставление которых связано с переводом граждан на удаленную работу в целях противодействия распространению инфекции COVID-19. Как отмечает ведомство, ситуация, касающаяся изменения операторами связи цен на услуги, предоставление которых напрямую связано с переводом граждан на дистанционный режим работы, находится под контролем антимонопольных органов (подробнее см. в материале «ФАС проверила цены на услуги мобильной связи в период перевода населения на удаленную работу» на сайте ФАС России, доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29604).
Случаи проведения таких проверок антимонопольным органом в период распространения коронавирусной инфекции не единичны. Так, центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России в период начала распространения инфекции на территории Российской Федерации был усилен контроль (см., например, «Возбуждено третье дело по признакам картеля на рынке продаж медицинских масок», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29560; «ФАС России усилит контроль за ценами на социально значимые продукты», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29591) за ценами на социально значимые продукты (проводится мониторинг цен на данные продукты посредством ежедневной фиксации цен в магазинах сетевой торговли), а также на лекарства, медицинские маски, товары первой необходимости (ФАС России запрашивает у территориальных органов, Росздравнадзора, а также руководителей субъектов РФ и региональных органов исполнительной власти сведения о поступлении жалоб на дефицит или рост цен на медицинские маски в период с 1 декабря 2019 г. по настоящее время).
Вместе с тем, согласно сообщению ФАС России, с 19 марта 2020 г. ведомство приостановило назначение и проведение проверок за исключением внеплановых проверок с целью контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, связанных с защитой жизни и здоровья населения, и перешло на дистанционное рассмотрение дел (см. «ФАС России временно приостанавливает проверки и переходит на дистанционное рассмотрение дел», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29577). Работа комиссий по возможности проводится в дистанционном режиме с использованием программ видеосвязи, а рассмотрение дел временно откладывается с соблюдением необходимых сроков.
Так, с 6 апреля 2020 г. заседания комиссий в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России проводятся посредством видео-конференц-связи с помощью плагина «Videomost Plugin». Каждому заинтересованному лицу предоставляется доступ для подключения к заседаниям комиссий ФАС России онлайн (с инструкцией по дистанционному участию в рассмотрении жалобы можно ознакомиться на сайте ФАС России по ссылке: https://fas.gov.ru/spheres/5).
Дистанционный режим рассмотрения введен и в отношении жалоб на госзакупки (см. письмо ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27895/20 «О дистанционном рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков»), закупки государственных компаний, отраслевые торги (см. письмо ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27985/20 «О дистанционном рассмотрении жалоб на обязательные торги, по административному обжалованию в строительстве, информации о включении сведений о подрядных организациях в реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта многоквартирных домов, обращений о включении в реестр недобросовестных участников аукциона»), а также обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, деятельность антимонопольного ведомства, разумеется, не остановлена, и ФАС России продолжает активно бороться с нарушениями антимонопольного законодательства, в частности:
-
рассматривать картельные дела. Так, недавно ведомством был подтвержден картель на рынке благоустройства в одном из субъектов Российской Федерации. УФАС признало нарушителями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) два хозяйствующих субъекта, которые действовали в рамках картельного сговора в ходе проведения госзакупок в период с 2017 по 2019 г. В данных действиях были установлены признаки нарушения ст. 178 УК РФ. Дело было передано на рассмотрение полиции (см. подробнее «ФАС в СМИ: УФАС обнаружило картель на рынке благоустройства в Василеостровском районе», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/publications/20596);
-
выдавать предостережения объединениям предпринимателей. Например, ФАС России выдала предостережение руководителю одного известного российского объединения предпринимателей из-за публичных заявлений, касающихся роста цен. В выданном предостережении антимонопольный орган указал на недопустимость публичных высказываний о согласовании ведомством повышения цен на ряд товаров (см. подробнее «ФАС в СМИ: ФАС выдала предостережение главе „Руспродсоюза“ из-за заявлений о росте цен», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/publications/20639);
-
возбуждать дела в отношении крупных компаний (например, по признакам осуществления недобросовестной конкуренции). Так, на днях антимонопольный орган возбудил дело о нарушении Закона о защите конкуренции в отношении известной финансовой организации, в действиях которой ведомство усмотрело признаки введения в заблуждение потенциальных потребителей относительно обязательных условий, влияющих на доходность некоторых дебетовых карт (см. подробнее «ФАС России возбудила дело в отношении ПАО „Московский кредитный банк“», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29623);
-
выдавать предупреждения. ФАС России усмотрела признаки нарушения антимонопольного законодательства (в частности, ст. 14.8 Закона о защите конкуренции) при распространении гигиенического средства, в связи с чем выдала хозяйствующему субъекту предупреждение о необходимости прекращения совершения таких действий (см. подробнее «Слишком похожи: ФАС России выдала предупреждение компании „Мирролла Лаб“», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29622).
Изначально предполагалось, что в дистанционном режиме ФАС России будет работать до 10 апреля 2020 г. включительно (см. подробнее «ФАС России временно приостанавливает проверки и переходит на дистанционное рассмотрение дел», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29577), однако с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации указанный режим работы антимонопольных органов будет продлен (см. «ФАС информирует об изменениях в работе в связи с пандемией COVID-19», доступен по ссылке: https://fas.gov.ru/news/29641).