Верховный суд в Определении от 20.03.2020 № 307-ЭС20-1942 согласился с тем, что организация не может претендовать на зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогу в ситуации, когда трехлетний срок с момента возникновения переплаты прошел. Тот факт, что налоговики сами проводили зачет после окончания указанного срока, значения не имеет.
Суть спора
Весной 2018 г. организация представила в налоговый орган расчет по авансовым платежам по налогу на имущество с суммой к уплате в бюджет. На этот момент у нее имелась переплата по данному налогу, что подтверждается выпиской по расчетам с бюджетом.
Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о зачете имеющейся переплаты по налогу на имущество в счет исполнения обязанности по уплате аванса по данному налогу за I квартал 2018 г. Но налоговики отказали в зачете в связи с пропуском налогоплательщиком срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. Дело в том, что переплата образовалась в 2007 г. и, соответственно, на момент подачи заявления о зачете истек трехлетний срок.
Компания решила, что бездействие налогового органа является незаконным, и подала иск в суд. Она считала, что имеет право на зачет, так как налоговая инспекция на протяжении 10 лет самостоятельно проводила зачет переплаты в счет уплаты налога на основании деклараций и расчетов по налогу на имущество без соответствующих заявлений от организации. При этом налоговики не присылали никакой информации об ограничении полномочий налогового органа по самостоятельному зачету переплаты.
Решение судов
Суды всех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Арбитры указали, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных или излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления по решению налогового органа. В силу п. 5 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) зачет суммы излишне уплаченного налога может производиться налоговыми органами самостоятельно. Вместе с тем п. 7 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Организация не оспаривала тот факт, что переплата образовалась начиная с 2007 г. Но с заявлением о зачете компания обратилась в налоговый орган только в 2018 г., то есть за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ.
Арбитры не приняли довод организации о том, что налоговики на протяжении ряда лет самостоятельно производили зачет переплаты без заявлений организации. Они отметили, что само по себе уменьшение (зачет) переплаты, в том числе и налоговым органом, не меняет момент образования и период возникновения переплаты, а просто является формой ее использования (не возврат, а зачет) и не может изменить пресекательный трехлетний срок на зачет (возврат) налога, установленный ст. 78 НК РФ.
Таким образом, поскольку трехгодичный срок на подачу заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога пропущен, у инспекции отсутствовали основания для зачета налога по заявлению налогоплательщика.
Верховный суд согласился с выводами нижестоящих судов.