Главный долгосрочный риск — пересмотр бюджетов нацпроектов в пользу социальных расходов

| статьи | печать

Центр макроэкономического анализа Альфа-банка подвел итоги первых трех недель карантина в России. В работе аналитики оценивают и проявляющиеся риски для послевирусного восстановления и развития, особо выделяют возможные негативные последствия от возможных перекосов в сторону наращивания социальных расходов.

В Центре макроэкономического анализа считают, что нынешний жесткий карантин обходится России в 0,5% годового ВВП в неделю. В долгосрочной перспективе, считают в Альфа-банке, растет риск того, что бюджеты нацпроектов, которые воспринимались как стержень роста экономики, будут вместо поддержки инвестиций переориентированы на социальные нужды.

«Оценка пакета финансовой помощи российского правительства варьируется от 1,8% до 2,8% ВВП, однако прямые меры поддержки составляют всего 0,3% ВВП», — пишут аналитики. Они констатируют, что пакет поддержки российского правительства 2020 г. ниже уровня других стран.

«В 2008 г. Россия израсходовала примерно 40% из средств Стабилизационного фонда объемом 250 млрд долл. и была в числе стран, предоставивших самые крупные пакеты поддержки, выделив в рамках различных программ 5,2% ВВП. Сейчас размер объявленных стимулов не впечатляет, — говорится в исследовании. — К примеру, США предоставили экономике примерно 11% ВВП в рамках различных пакетов помощи, а пакет мер Германии эквивалентен 4,9% ВВП; Россия отстает и от некоторых латиноамериканских стран, в том числе от Бразилии и Чили, а также от Саудовской Аравии».

Аналитики отмечают некоторые имеющиеся преимущества России перед другими странами — низкую долю работников, занятых в мелких компаниях, небольшой размер городских агломераций. Это может смягчить экономические последствия пандемии в РФ.

«На компании со штатом сотрудников 1—9 человек приходится всего 1,4% всех занятых в МСП в России против 20—30% в странах, которые также столкнулись с пандемией, — пишут авторы исследования. — На МСП, где занято 250 человек и более, в России приходится порядка 67% занятых в этом сегменте — эти компании имеют больше шансов воспользоваться поддержкой государства и выжить. Во-вторых, текущий кризис считается кризисом больших городов, где эпидемия распространяется быстро и где в наибольшей степени население занято в секторе услуг. Но в России сейчас уровень концентрации населения не так высок, как в других странах, — только 25% населения страны живет в городах с населением более 1 млн жителей, и средний размер населения города-миллионника в России составляет 2,5 млн человек. Для сравнения заметим, что в странах Латинской Америки в городах-миллионниках проживает около 33—34% населения этих стран, а в США — порядка 49% населения страны. Средний город-миллионник в РФ насчитывает 2,5 млн жителей, это ниже, чем 2,7 млн в Канаде, 2,9 млн в Австралии и гораздо ниже, чем 3,5—4,0 млн в средних городах-миллионниках во Франции, Италии, Китае и Бразилии. Низкий уровень концентрации населения в городах может стать преимуществом в современных условиях».

По мнению исследователей, главный долгосрочный риск — пересмотр бюджетов национальных проектов в пользу социальных расходов. Аналитики заключают: «…правительство намеревалось обеспечить ускорение роста инвестиций за счет нацпроектов, однако сейчас вполне очевидно, что оно не может позволить отложить решение социальных проблем на более длительную перспективу. Неопределенность на сырьевых рынках заставит оптимизировать бюджетные расходы, и сейчас мы считаем, что бюджеты национальных проектов будут под угрозой. Мы предполагаем, что правительство сохранит ключевые проекты, ориентированные на создание инфраструктуры, а также вынуждено будет увеличить инвестиции в здравоохранение. Но в других направлениях, например, по линии нацпроектов, поддержки малого и среднего бизнеса или поддержки экспорта, риск пересмотра расходных обещаний сейчас выглядит значительным».

Меры поддержки экономики, объявленные В. Путиным с 25 марта


Мера

Размер, млрд руб.

25 марта

Выплаты 3 тыс. руб. семьям с детьми до трех лет

20

Повышение выплат по безработице с 8 тыс. до 12 тыс. руб.

15

6-месячные налоговые каникулы для предприятий малого и среднего бизнеса (за исключением НДС) 

1500

Снижение страховых взносов малому и среднему бизнесу с 30 до 15%

350

Повышение налога на дивиденды

–350

Введение налога с дохода на депозиты свыше 1 млн руб.

0

Гарантии Минфина по кредитам малому и среднему бизнесу

500

Кредитные каникулы по розничным кредитам

Не определен

Увеличение финансирования здравоохранения

500

Гарантии системно значимым предприятиям

200

15 апреля

Поддержка авиационного сектора

23

Поддержка региональных бюджетов

200

Прямая поддержка предприятий малого и среднего бизнеса

80

Гарантии ВЭБа по зарплатным кредитам

113

Гарантии 50% по кредитам на поддержку оборотных средств

200

Источники: Минфин, СМИ, Альфа-банк