Крылатые фразы Виктора Степановича Черномырдина сегодня актуальны как никогда. Начавшийся экономический кризис обострил самую сложную социально-экономическую проблему последних пяти лет — хроническое сокращение реальных доходов россиян. Правительство, мягко говоря, очень осторожно и избирательно выделяет средства на поддержку граждан, а на страну надвигается шквал безработицы и падения зарплат. Экономисты считают, что для поддержки спроса пора выделять субсидии наемным работникам, получающим менее пяти МРОТ, и вводить базовый доход для малоимущих россиян.
Лишь 20% российских граждан, по данным опроса холдинга «Ромир» и исследовательской сети GlobalNR, считают, что за последние пять лет их жизнь изменилась к лучшему. Для сравнения: за это же время в Китае и Индии 72% жителей заметили улучшение условий своей жизни, в Бразилии — 55%, в Соединенных Штатах — 45%.
Столь скромная доля наших соотечественников, позитивно оценивающих изменения в своей жизни, явно связана с хроническим снижением их реальных доходов, происходившим в течение нескольких лет. Тенденция сокращения реальных доходов россиян, начавшаяся в период кризиса 2015—2016 гг., едва начала разворачиваться в направлении повышения зарплат, пенсий и других выплат, как страна вступила в новую рецессию.
Здесь нужно понимать, что предыдущий кризис был региональным, и остальные страны, в том числе наши основные торговые партнеры, чувствовали себя нормально и в больших объемах покупали товары российского экспорта. Сейчас ситуация качественно иная: нашим зарубежным партнерам самим приходится «зализывать раны», нанесенные эпидемией коронавируса.
Размеры надвигающихся проблем пока сложно точно оценить, но предварительные оценки не радуют. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает возможным увеличение безработицы до уровня 9 млн человек к концу текущего года. Правда, экс-министр финансов надеется на быстрое восстановление рынка труда после окончания вирусной пандемии.
В базовом сценарии прогноза, разработанного ВШЭ, предполагается повышение уровня безработицы до 8% в нынешнем году, причем самые большие сокращения персонала могут произойти в некорпоративном секторе экономики, где количество увольнений достигнет 1,5 млн человек. Корпоративный сегмент, по словам ректора «Вышки» Ярослава Кузьминова, потеряет в два раза меньше — около 700 тыс. сотрудников.
Возможность роста безработицы до уровня 6 млн человек в текущем году допустил глава Минтруда Антон Котяков, оговорившись, что это лишь один из сценариев развития ситуации на рынке труда, который просчитывает ведомство.
Между тем меры, которые сейчас принимает правительство, вряд ли смогут полностью купировать назревающие проблемы, связанные с таким ростом безработицы и возможным фронтальным сокращением доходов граждан.
«Даже сейчас ряд отраслей потеряли уже 90—100% спроса на свою продукцию и услуги. В некоторых отраслях это будет и год, и больше, — отметил А. Кудрин. — Нужно балансировать с возможностями и думать чуть-чуть о будущем. Но сейчас нам надо на это бросить большие силы, в том числе, возможно, ввести дополнительные продовольственные выплаты или продовольственные пакеты для населения».
«Усилия государства постепенно нарастают, но по многим вопросам мы опаздываем, — уверен бизнес-омбудсмен Борис Титов. — ...Еще месяц полного карантина — и наступит атрофия органов».
«Но одним возобновлением работы проблемы не решаются, — подчеркивает он. — Экономика уже пострадала, и сейчас бизнес будет фактически вставать с постели. А когда больной выходит с постельного режима, ему нужен кислород. Кислород — это деньги для поддержки спроса. Это еще один живо обсуждаемый вопрос».
Нигде в мире поголовной стимулирующей раздачи денег, по словам Б. Титова, нет, дело ограничивается определенными социальными стратами:«Именно поэтому мы в Партии Роста предложили стимулировать спрос, выплачивая субсидии только тем наемным работникам и ИП, кто занят в частном секторе, и только тем, кто зарабатывает меньше пяти МРОТ в месяц».
Базовый доход, выплачиваемый социально слабым группам населения, по оценке заведующего лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Егора Гайдара д.э.н. Алексея Ведева, может стать положительной мерой, способной смягчить падение экономики, однако к каждой стране нужен индивидуальный подход в плане прямых выплат и их размера.
Очень важно не затягивать с принятием решений о масштабной государственной поддержке доходов россиян, особенно социально слабых групп. Чтобы потом с полным правом вспомнить еще один афоризм Виктора Степановича: «И те, кто выживет, сами потом будут смеяться».