Масштабные меры против эпидемии, достигшие пика в апреле, неизбежно отразились на экономической активности ведущих государств мира. Консалтинговая компания IHS Markit отмечает беспрецедентный обвал экономики еврозоны, где композитный флэш-индекс деловой активности рухнул до 13,5 балла, резкое понижение композитного индикатора в Соединенных Штатах до 27,4 балла и сокращение индекса до 27,8 балла в Японии. Остается надеяться, что показатели глобальной активности, которые появятся в начале мая, будут немного повыше из-за позитива в китайской экономике, которая уже прошла через самую острую фазу борьбы с коронавирусом.
Композитный индекс экономической активности еврозоны (The Flash Eurozone Composite PMI), представленный IHS Markit, спикировал с мартовского уровня 29,7 балла до небывалого минимума 13,5 балла в апреле. Для сравнения: самые низкие показатели индикатора ранее наблюдались во время мирового финансового кризиса в феврале 2009 г., но и тогда он выглядел значительно лучше (36,2 балла).
Основной удар кризиса пришелся на сектор услуг. Массовые ограничительные меры привели к падению Индекса деловой активности в европейской сфере услуг с 26,4 балла в марте до минимального уровня 11,7 балла в середине весны. Компании, работающие в таких отраслях, как гостиничный бизнес, рестораны, путешествия и туризм, в наибольшей степени пострадали от вынужденного отказа потребителей от их услуг.
Объемы производства в обрабатывающем сегменте промышленности сократились практически в два раза. Причем особенно сильно пострадали малые и средние компании, которые были вынуждены снижать размеры выпуска на фоне падающего спроса на свою продукцию. При этом дополнительным фактором риска стали разрывы глобальных цепочек поставок комплектующих частей и материалов из других стран, преимущественно азиатских государств.
Снижение размеров выпуска привело к сокращению рабочих мест, численность которых в сфере услуг уменьшалась самыми быстрыми темпами за все время проведения исследований IHS Markit, а в обрабатывающем секторе — с апреля 2009 г.
В условиях глобального шторма по вполне понятным причинам резко сократилось число новых компаний, которые создавали предприниматели стран еврозоны. Тем не менее опросы топ-менеджеров компаний показали, что их ожидания относительно объемов производства в ближайшие 12 месяцев сократились совсем незначительно по сравнению с мартовским уровнем.
«В апреле экономика еврозоны понесла огромные потери в результате ограничительных мер, направленных на борьбу с эпидемией коронавируса, которые привели к сокращению глобального спроса и дефицита комплектующих и материалов, — прокомментировал ситуацию главный экономист IHS Markit Крис Вильямсон (Chris Williamson). — Наша модель, которая учитывает взаимосвязь динамики Индекса и роста ВВП, показывает, что снижение экономики Еврозоны составит примерно 7,5%».
Уровень спроса в США сравнили с каплей в море
Динамика деловой активности в Соединенных Штатах также не радовала экономистов в апреле, хотя она выглядела не столь драматично, как падение индикаторов еврозоны. Композитный индекс (Flash U.S. Composite Output Index PMI) снизился с 40,9 балла в марте до 27,4 балла в апреле. Это стало самым быстрым сокращением объемов выпуска в частном секторе американской экономики с конца 2009 г.
Падение размеров выпуска в обрабатывающих отраслях и секторе услуг в значительной степени было вызвано резким сокращением внутреннего и зарубежного спроса. Временное закрытие компаний, ограничения на поездки и другие чрезвычайные меры, принятые системой здравоохранения в США и по всему миру, тотально ограничивали новые заказы.
Топ-менеджеры производственных предприятий подчеркивали самое резкое ухудшение условий ведения бизнеса за последние одиннадцать лет. Флэш-индекс деловой активности в обрабатывающем сегменте (Flash U.S. Manufacturing PMI) опустился с мартовского уровня 48,5 балла до значения 36,9 балла.
Первый месяц II квартала ознаменовался наиболее сильным сокращением производства промышленной продукции с начала опросов в мае 2007 г. Многие фирмы особо выделили отмену или перенос сроков отечественных и зарубежных заказов, динамика которых следовала за эскалацией пандемии.
Среди немногих позитивных трендов апреля руководители компаний отмечали снижение цен закупок сырья и материалов и, соответственно, затрат на производство, которые сокращались самыми быстрыми темпами за последние десять лет. Одновременно сами производители снижали цены на свои товары, стремясь сохранить конкурентоспособность в условиях кризиса.
Ограничения в деятельности предприятий привели к увеличению числа работников, которые трудятся на дому. Тем не менее в производственном секторе наблюдался заметный спад численности занятых. При этом снижение количества заказов позволило компаниям уменьшить сроки их выполнения.
На этом фоне уверенность в отношении перспектив производства продукции в течение следующего года упала до минимальных значений с июля 2012 г. Хотя некоторые менеджеры высказывали надежды на смену понижательного тренда экономической активности в III квартале нынешнего года.
Индекс деловой активности в сфере услуг США (Flash U.S. Services PMI Business Activity Index) спикировал с мартовского значения 39,8 балла до уровня 27 баллов в апреле, что стало наиболее низким показателем с октября 2009 г.
Количество вновь созданных компаний было самым скромным за всю историю наблюдений. Уровень спроса эксперты IHS Markit сравнили с каплей в море потребностей бизнеса. Глобальный характер эпидемии привел к резкому снижению иностранных инвестиций.
Предприниматели Японии вспоминают о последствиях цунами
Композитный флэш-индекс экономической активности Японии (au Jibun Bank Flash Japan Composite PMI) снизился с мартовского уровня 36,2 балла до 27,8 балла в апреле. При этом флэш-индекс обрабатывающего сектора сократился совсем немного (по крайней мере, для нынешнего кризисного времени) — с 44,8 до 43,7 балла. Правда, это снижение индикатора японской обрабатывающей промышленности все равно стало самым быстрым с середины весны 2009 г.
Объемы производства, по оценкам менеджеров, сокращались самыми быстрыми темпами за последние девять лет. Одновременно упало число вновь созданных компаний и размеры потребительского и инвестиционного спроса, что, в свою очередь, привело к падению размеров продаж продукции промышленных компаний.
Еще более драматичным было сокращение в Японии экономической активности в сфере услуг. Индекс PMI сервисной отрасли снизился с мартовской отметки 33,8 балла до значения 22,8 балла в апреле. Степень падения деловой активности, по оценкам менеджеров по закупкам, напоминала условия, в которых сфера услуг оказалась во время финансового кризиса 2009 г. и последствий цунами 2011 г.
В заключение стоит отметить, что Индекс глобальной экономической активности (JP Morgan Global Composite PMI), который появится 6 мая, будет включать данные о деловой активности в Китае, что, по всей вероятности, слегка улучшит общую картину состояния мировой экономики.