Минфин России в письме от 07.04.2020 № 03-04-06/27308 рассказал, как следует квалифицировать оплату работникам зарубежных обособленных подразделений времени простоя с точки зрения НДФЛ.
Согласно ст. 72.7 ТК РФ простоем признается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ).
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится для целей налогообложения НДФЛ к доходам от источников за пределами РФ.
В связи с этим, по мнению Минфина России, доходы работников, выполняющих трудовые обязанности в зарубежных подразделениях организации за пределами РФ, в виде сумм оплаты времени простоя, гарантированных при временной приостановке работы по причинам, не зависящим от работодателя и работника, для целей налогообложения могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.
Раз такой доход квалифицируется как доход от источника за пределами РФ, то возникновение объекта обложения НДФЛ будет зависеть от того, являются работники зарубежных подразделений резидентами РФ или нет. Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ доход, полученный от источников за пределами РФ, признается объектом налогообложения только для физических лиц, являющихся резидентами РФ.
Напомним, что резидентами РФ являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).