В нижнюю палату парламента внесен законопроект о банковском сопровождении капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), который призван ужесточить контроль за использованием средств фондов капремонта.
Привлечь кредитные организации к защите прав жильцов МКД предлагают глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н. Николаев и первый замглавы Комитета по жилищной политике и ЖКХ С. Пахомов. Документ зарегистрирован в электронной базе Госдумы под № 954687-7.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете, который открывается в банке. Эти деньги должны использоваться исключительно по целевому назначению, другими словами — должны тратиться только на работы и услуги, связанные с капитальным ремонтом МКД. Однако целевое использование средств предусмотрено исключительно для владельца специального счета, то есть банки контролируют целевое расходование средств фонда капитального ремонта со стороны владельца специального счета. Добросовестность же подрядной организации, с которой заключен договор по капитальному ремонту, банком не контролируется, что приводит к негативным последствиям и нецелевому использованию средств фондов капитального ремонта.
Ссылаясь на данные Генпрокуратуры РФ, разработчики указывают, что на практике встречаются не только случаи нецелевого расходования средств фондов капитального ремонта, но и прямые хищения денежных средств со стороны подрядных организаций, с которыми были заключены договоры по капитальному ремонту, неправомерные действия региональных операторов капитального ремонта и злоупотребления должностных лиц.
Дабы противостоять негативным явлениям, депутаты предлагают законодательно закрепить режим использования счета регионального оператора, на котором собственники формируют фонд капитального ремонта, и банковское сопровождение указанного счета.
Согласно инициативе, каждый подрядчик, нанятый для проведения капремонта, должен будет открыть счет в том же банке, где ведется счет фонда, и заключить договор о его сопровождении на срок проведения работ. Банк при этом будет следить за соответствием назначения и размеров платежей по данному счету документам, которые представит владелец счета с фондом капремонта.
Банки также будут мониторить расчеты по договору о проведении работ и ежемесячно направлять отчет о результатах мониторинга фактического исполнения договора заказчику. Банковское сопровождение капремонта должно будет проводиться безвозмездно, следует из проекта.
Ныне недостаточный контроль за целевым использованием средств фондов капитального ремонта, уверены авторы проекта, влияет на низкий уровень кредитоспособности региональных операторов, который связан с отсутствием возможности оценки кредитными организациями уровня риска при предоставлении заемного финансирования. Принятие законопроекта позволит повысить кредитоспособность региональных операторов и создать механизмы заемного внебюджетного финансирования для реализации региональных программ капитального ремонта.
Еще одна инициатива парламентариев, связанная с капремонтом, — № 940258-7 — подготовлена главой профильного Комитета по жилищной политике и ЖКХ Г. Хованской и лидером фракции «Справедливая Россия» С. Мироновым. Они предложили ввести запрет на арест средств, хранящихся на спецсчетах фондов капитального ремонта, по искам, которые к капремонту не относятся. Такие аресты применяются в качестве обеспечительной меры по судебным искам, которые управляющие компании получают от ресурсоснабжающих организаций в случае задолженностей по оплате услуг.
Авторы инициативы считают такую практику несправедливой. Во-первых, деньги на спецсчетах являются общей долевой собственностью хозяев квартир и не принадлежат управляющей организации. А во-вторых, текущие коммунальные платежи не имеют отношения к капремонту.
Законопроект разрешает такие обеспечительные меры лишь в том случае, если долги возникают перед организациями, осуществляющими капремонт.
Оба законопроекта предусматривают внесение поправок в Жилищный кодекс РФ.