Конституционный суд РФ в Определении от 26.03.2020 № 543-О пришел к выводу, что НДС возвращается с процентами только при подаче заявления на возврат до вынесения решения налоговым органом.
Суть дела
Налоговики по результатам камеральной проверки декларации по НДС отказали компании в возмещении налога. Она обжаловала это решение в суде. Суд признал отказ недействительным. После вступления в силу решения суда компания подала в инспекцию заявление на возврат налога. Он был возвращен, но без процентов за несвоевременный возврат НДС, предусмотренных п. 10 ст. 176 НК РФ.
Компания снова обратилась в суд. Теперь она требовала взыскать с налогового органа проценты. Но суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Согласно п. 11.1 ст. 176 НК РФ, если заявление о возврате суммы налога не представлено до дня вынесения налоговым органом решения о возмещении суммы, возврат производится в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 78 НК РФ. При этом положения п. 7—11 ст. 176 НК РФ не применяются. В рассматриваемой ситуации налоговым органом не принималось решение о возмещении суммы налога. Возмещение состоялось в силу решения арбитражного суда. А заявление о возврате суммы налога было подано компанией лишь после вступления в законную силу этого решения. В связи с этим суды пришли к выводу, что возврат НДС в данном случае должен производиться без начисления процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176 НК РФ.
Тогда компания подала жалобу в Конституционный суд. По ее мнению, положения п. 11.1 ст. 176 НК РФ не соответствуют ст. 19 и 53 Конституции РФ, поскольку препятствуют взысканию процентов, предусмотренных ст. 176 НК РФ, в случае отказа налогового органа в возмещении НДС, признанного решением суда незаконным.
Решение суда
Конституционный суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению, приведя следующие аргументы.
Положения ст. 176 НК РФ, регулируя порядок возмещения НДС, направлены на реализацию, а не на ограничение прав налогоплательщиков. Их применение налоговыми органами и судами связано с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного дела.
Одним из элементов механизма возмещения налога является начисление процентов исходя из ставки рефинансирования Банка России в случае нарушения налоговым органом сроков возврата суммы налога (п. 10 ст. 176 НК РФ). Однако реализация данного правила связывается законодателем с необходимостью представления налогоплательщиком заявления о зачете или возврате налога до дня вынесения решения о его возмещении (п. 11.1 ст. 176 НК РФ). Следовательно, наличие у налогового органа заявления о зачете (возврате) налога на момент принятия решения о его возмещении является обязательным условием для начисления предусмотренных п. 10 ст. 176 НК РФ процентов. В свою очередь, отсутствие соответствующего заявления на момент принятия решения является основанием для освобождения от начисления процентов и перехода к общему порядку зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога.
Таким образом, сами по себе оспариваемые положения п. 11.1 ст. 176 НК РФ, учитывая, что компания подала заявление лишь после вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным отказа налогового органа в возмещении суммы НДС, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права компании.
Отметим, что у судов нет единой позиции по поводу того, применимы ли положения п. 11.1 ст. 176 НК РФ к ситуации, когда возврат налога производится на основании решения суда. Так, некоторые суды считают, что начисление процентов не зависит от подачи заявления о возврате налога (например, постановление АС Уральского округа от 27.01.2020 по делу № А76-6861/2019). Другие, как и в комментируемом деле, полагают, что проценты начисляются только в том случае, если компания до вынесения решения налоговым органом подала заявление на возврат налога. Примером является постановление АС Поволжского округа от 07.09.2017 по делу № А12-71830/2016. Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 7, 2020.