АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 26.03.2020 по делу № А19-13913/2019 разъяснил, являются ли технические неполадки в программе в последний день сдачи сведений по форме СЗВ-М и отпуск программиста основанием для отмены штрафных санкций за несвоевременное представление сведений.
Суть дела
Компания представила в Пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М за май 2018 г. на 159 сотрудников с опозданием на три дня. Причиной послужили неполадки в программе для сдачи отчетности и отсутствие программиста, который в этот период находился в отпуске.
Пенсионный фонд привлек компанию к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) за непредставление сведений в установленный срок. Общий размер штрафа составил 79 000 руб.
Компании было выставлено требование об уплате штрафа. Поскольку она требование в установленный срок не исполнила, Пенсионный фонд обратился за взысканием штрафных санкций в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций требование Пенсионного фонда удовлетворили. При этом они руководствовались следующим.
Статьей 8 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы и за которых он уплачивает страховые взносы. Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в п. 2, 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.
Так, страхователь обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда контролировать правильность представления страхователями сведений, определенных этим законом. За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2—2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
Руководствуясь этими нормами, суды указали, что компания должна была представить сведения за май 2018 г. не позднее 15 июня 2018 г. Однако она сдала их только 18 июня 2018 г. с опозданием на три дня, что является основанием для применения к ней штрафных санкций.
Объясняя причины задержки, компания представила в суд документы о нахождении программиста в отпуске, копии скриншотов о том, что программа СЗВ-М не работала 15 июня 2018 г., а также докладную записку о невозможности сдачи сведений из-за технических неполадок в программе. Однако суды не сочли это доказательством наличия объективных причин, препятствующих своевременному представлению сведений.
Компания также указывала, что является казенным учреждением, финансируемым из бюджета строго по кодам бюджетной классификации, и уплата штрафных санкций не предусмотрена статьями расходов учреждения. Но суды разъяснили, что отсутствие денежных средств для уплаты финансовых санкций не влечет отмены судебного акта.
Также компания в апелляционной и кассационной инстанциях ссылалась на то, что суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о смягчающих ответственность обстоятельствах и не учел незначительный период просрочки. Отвергая этот довод, апелляция и кассация указали, что у суда первой инстанции не имелось оснований снижать финансовые санкции, поскольку компания об этом суду не заявляла. Кроме того, компания не представила доказательств в подтверждение оснований для снижения размера санкций.