Наиболее эффективно с эпидемией коронавируса справляются страны, которые сумели принять решительные ограничительные меры и/или активно использовать высокоточные технологии диагностики, лечения и контроля за больными. В группу лидеров вошли в первую очередь азиатские государства — Китай, Южная Корея, Вьетнам и Тайвань. В Европе добились ощутимых успехов Австрия и Люксембург. В России невысокий процент заболевших на 100 тыс. населения и низкий уровень летальности, что в сочетании с приличной эпидемиологией позволило начать постепенный выход из режима самоизоляции.
Сегодня большинство стран мира, по оценке экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), довольно четко кластеризуются в зависимости от фазы эпидемии и ограничительной политики (и, как следствие, уровня мобильности и экономической активности).
На «полюсе победителей» наиболее успешно выглядит Китай, который, судя по официальным данным, свел новые случаи заражения практически к нулю, на два порядка уменьшив число больных (по сравнению с пиком) и фактически восстановил экономическую активность при сохранении ряда ограничительных мер (более подробно см. колонку на данной полосе и с. 22).
В группу лидеров также входит целый ряд государств Азии — Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Тайвань. Сюда же можно отнести Австралию и Новую Зеландию.
Среди европейских стран выделяются три наиболее успешных государства — Австрия, Исландия и Люксембург.
Большая часть лидирующих стран уже начала «выходить из карантина», хотя и сохраняет умеренную осторожность в снятии ограничений — уровень мобильности населения у большинства стран ниже 60% среднемирового показателя (до начала пандемии).
К числу факторов, позволивших успешно справиться с вирусной эпидемией, можно также отнести активное использование высокоточных медицинских технологий, нацеленных на диагностику, лечение и контроль за больными. К примеру, в Южной Корее специальный центр контроля отслеживал передвижения и контакты всех граждан, «подцепивших» коронавирус. Причем все жители страны могли в режиме онлайн видеть имена и фамилии заболевших, их состоявшиеся контакты и места нахождения.
В России по-прежнему высоко общее число заболевших коронавирусом (свыше 242 тыс. по состоянию на четверг, 14 мая). Вместе с тем в нашей стране небольшой процент заболевших граждан от общего количества населения (0,17%). Показатель летальности у нас также один из самых низких в мире (0,9%). Для сравнения: в Южной Корее он составляет 2,3%, в Австрии — 3,9%, Германии — 4,5%. Все это вкупе с приличной эпидемиологией, основы которой были заложены еще в советские времена, позволило начать постепенный выход из режима самоизоляции.
В начале недели, 11 мая, на совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны президент Владимир Путин объявил о переходе к следующему периоду борьбы с эпидемией, к началу поэтапного выхода из режимов ограничений.
«Прежде всего, такой выход не может быть одномоментным, — подчеркнул глава государства. — Нужно делать это последовательно, осторожно, шаг за шагом. Кроме того, выход или смягчение режимов ограничений должны проходить при строгом соблюдении всех условий, санитарных требований, которые гарантируют безопасность людей».
Президент обратил внимание на еще один важнейший момент: «У нас большая страна. Эпидемиологическая обстановка в регионах разная. Мы и прежде учитывали этот фактор, а на предстоящем этапе надо действовать еще более тонко, внимательно. Нельзя руководствоваться общей калькой, потому что в одних регионах определенные действия могут создавать неоправданные риски для граждан, а в других, напротив, привести к неоправданным ограничениям для жизни людей, деятельности предприятий».
Поскольку ситуация в регионах различается, субъекты Федерации получили возможность принимать гибкие решения, соразмерные уровню рисков. «Сегодняшним указом эти полномочия подтверждаются, — отметил глава государства. — То есть главы регионов, опираясь на анализ ситуации, на мнение главных санитарных врачей, будут принимать решения о характере ограничительных и профилактических мер, о том, как, в какой последовательности их можно постепенно смягчать или сохранять, а если этого требует обстановка — может быть, даже и дополнять».
На сегодня, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, порядка 11 российских регионов могли бы выйти даже не на первый этап снятия ограничительных мер, а сразу на второй. Еще около 22 субъектов Федерации смогут начать постепенно снимать ограничения, если немного поднажмут и увеличат свободный коечный фонд и охват тестированием. В целом получается 33 региона, или чуть меньше трети субъектов Федерации. Начало положено, теперь остается отслеживать результаты постепенного выхода из режима самоизоляции с учетом особенностей каждого региона.