По данным Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, на динамику индекса интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в марте 2020 г. уже начали оказывать заметное влияние факторы, обусловленные сжатием производства из-за введения режима нерабочих дней в конце марта.
В ежемесячном оперативном докладе ЦР НИУ ВШЭ рассматривается динамика интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (то есть динамика среднесуточного производства, очищенного от влияния календарного и сезонного факторов) относительно: предыдущего месяца; декабря предыдущего года; января 2010 г.
Cводный индекс интенсивности выпуска товаров и услуг относительно предыдущего месяца снизился в марте 2020 г. на 1,2%. Интенсивность снизилась в трех из девяти рассматриваемых видов деятельности. Снижение происходило в: перевозках грузов транспортом, внесших основной вклад в общую величину снижения по группе видов с уменьшением интенсивности; добыче полезных ископаемых; строительстве; обрабатывающих производствах; водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов; оптовой торговле. Увеличение интенсивности имело место в: розничной торговле; обеспечении электрической энергией, газом и паром; сельском хозяйстве.
Из видов экономической деятельности, ранее (до перехода на классификатор ОКВЭД) относившихся к промышленному производству, в марте 2020 г. по сравнению с предыдущим месяцем интенсивность выпуска продукции лесозаготовок снизилась на 21,1%, а интенсивность выпуска продукции рыболовства — на 2,1%.
В марте 2020 г. относительно предыдущего месяца интенсивность оборота розничной торговли увеличилась на 2,2%. При этом интенсивность продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий возросла на 2,2%, а интенсивность продаж непродовольственных товаров — на 2,1%. Интенсивность оборота общественного питания уменьшилась на 7,1%, а интенсивность предоставления платных услуг — на 5,7%.
Несмотря на существенное снижение интенсивности общественного питания и объема платных услуг, увеличение интенсивности оборота розничной торговли обеспечило положительный прирост потребительских расходов населения (на 0,2%).
За рассматриваемый период индекс интенсивности перевозок грузов транспортом снизился на 8,6%, а индекс интенсивности грузооборота — на 4%, в обоих случаях за счет всех видов транспорта, кроме водного.
Индекс интенсивности погрузки основных грузов на железнодорожном транспорте в марте 2020 г. по сравнению с предыдущим месяцем уменьшился на 3,4% преимущественно за счет черных металлов, каменного угля, железной и марганцевой руды, нефти и нефтепродуктов. При этом на 16% возрос объем погрузки зерна и продуктов перемола.
Говоря о текущих тенденциях динамики интенсивности выпуска товаров и услуг, эксперты ЦР отмечают, что наиболее заметное влияние на общий спад оказали перевозки грузов транспортом, прежде всего — автомобильным. Снижение потребностей в его перевозках в первую очередь проявилось для коротких расстояний, то есть для нужд строительства и логистики торговых сетей. На спад потребностей в перевозках железнодорожным и трубопроводным транспортом заметное влияние оказало снижение спроса внешних рынков на топливно-сырьевые товары российского экспорта в условиях пандемии.
В то же время нескоторое ускорение темпа прироста интенсивности оборота розничной торговли ученые ЦР НИУ ВШЭ объясняют ажиотажным спросом накануне введения ограничений на пребывание жителей вне дома с целью снижения скорости распространения коронавируса.
С начала текущего года (в марте относительно декабря предыдущего года) индекс интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности уменьшился на 1%, с начала периода наблюдения (в марте 2020 г. по сравнению с январем 2013 г.) — возрос на 5%. Более всего за весь период наблюдения увеличилась интенсивность выпуска продукции сельского хозяйства (на 30,2%), в немалой степени за счет реализации процедур импортозамещения в ответ на санкции Запада после возвращения Крыма в состав России, констатируют авторы доклада.