Опросы, которые проводят предпринимательские объединения и экспертные центры, показывают, что ограничительные меры и сокращение доходов россиян сильно затронули малый и средний бизнес в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. Здесь резко упала выручка (60,6% предприятий), и многие компании (например, в сегменте торговли одеждой и обувью — 70%) вынуждены закрыться. В этих тяжелейших условиях многие арендодатели (32%) продолжают требовать плату за помещения, а на помощь государства надеются менее половины бизнесменов.
Большая часть (60,6%) малых и средних предпринимателей, участвовавших в мониторинге, который провел в мае аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова в 85 регионах страны, отметили, что спрос на их продукцию/услуги сократился на 50% и более. При этом 25,8% зафиксировали его падение на 91% и более.
По-прежнему основная часть (51%) опрошенных назвали ключевой проблемой невозможность платить заработную плату своим сотрудникам и налоги с ФОТ. Лишь небольшая доля (16%) участников опроса обратились за государственной поддержкой, еще 39% планируют обратиться в будущем, 17% обращались, но получили отказ, 26% считают, что даже не стоит и пытаться.
«По сравнению с результатами предыдущего опроса снизилась доля тех, кто считает, что условия предоставления поддержки не позволят ее получить — с 36 до 26%, — отметил Б. Титов, — а доля воспользовавшихся поддержкой, наоборот, увеличилась с 7 до 16%. Вместе с тем за последние две недели выросло и число отказов в предоставлении мер поддержки — с 15,5 до 17%».
Большую часть введенных мер поддержки предприниматели из пострадавших отраслей назвали либо невостребованными, либо заявили, что воспользоваться ими невозможно. Степень скептицизма по отношению к отдельным мерам различается. На беспроцентное кредитование на выплату зарплат не рассчитывают 63,5% бизнесменов, на реструктуризацию имеющихся кредитов и неначисление повышенных процентов — 66,5%, на субсидирование процентных ставок по кредитам — 67,2%, на отсрочку платежа по аренде государственных и муниципальных площадей — 75,6%, на мораторий на подачу заявлений о банкротстве — 87,8%, на возможность изменения условий госконтракта по соглашению сторон — 86,4%, на неприменение санкций при нарушении условий госконтрактов — 89,5%.
К наиболее востребованным мерам поддержки предприниматели отнесли: отсрочку по всем налогам за исключением НДС на шесть месяцев (60,8%), прямые выплаты компенсации за каждого работающего в размере одного МРОТ (59,8%), снижение размера страховых взносов до 15% от суммы заработной платы выше МРОТ (52,3%), перенос сроков сдачи отчетностей (51,7%).
Среди наиболее распространенных мер, которыми предприниматели смогли уже воспользоваться в реальности, — перенос сроков сдачи отчетностей (28,4%), отсрочка по всем налогам (22,7%) и снижение размера страховых взносов (15,7%).
Результаты мониторинга бизнес-омбудсмена подтверждают выводы опроса предприятий торговли (в несетевом секторе), который провела «Опора России». Почти у половины (49%) представителей отрасли в продуктовом сегменте оборот упал более чем на 50%. В непродовольственной торговле у 76% компаний оборот сократился также более чем наполовину.
Из общего количества опрошенных несетевых торговых предприятий (фуд и нон фуд) 50% попали под запрет и закрылись по разным причинам — от нахождения точки в закрытом ТЦ до запрета по ассортименту. В некоторых сегментах доля закрывшихся предприятий выше, к примеру, в секторе торговли одеждой и обувью — 70%. При этом 52,1% респондентов сообщают, что непродовольственные рынки закрылись, а 25,1% информируют, что они находятся на грани закрытия.
В этих тяжелейших условиях 32% частных арендодателей настаивают на оплате аренды в полном объеме и 30% «частников» предлагают оплатить аренду со скидкой.
Из общего количества опрошенных несетевых торговцев (фуд и нон фуд) 58% не обладают достаточной информацией о мерах государственной поддержки для торговли и существующих ограничениях.
Трудную ситуацию в отраслях, ориентированных на потребительский спрос, подтверждает динамика Индекса рискоустойчивости, который рассчитывает Центр конъюнктурных исследований ВШЭ.
Значение Индекса 100% показывает «нейтральный» уровень рискоустойчивости, в то время как уровень выше 100% или ниже 100% — снижение или повышение ее динамики в течение месяца соответственно.
Неблагоприятные тренды в деловой конъюнктуре промышленных компаний, по оценке экспертов ЦКИ, в апреле усилились. Уязвимость промышленности к происходящим социально-экономическим изменениям продолжила возрастать, что продемонстрировали негативно скорректированные значения Индекса по всем отраслям. При этом перечень подотраслей с низкой рискоустойчивостью заметно увеличился за счет предприятий, ориентированных на производство товаров для населения.
В марте низкой рискоустойчивостью в обрабатывающей отрасли характеризовались предприятия по производству мебели (значение Индекса — 102,9%), бумаги и бумажных изделий (102,3%), полиграфической деятельности (101,9%), текстильных изделий (101,7%), кожи, изделий из кожи и обуви (101,5%), напитков (101,1%), кокса и нефтепродуктов (100,1%).
В апреле их состав дополнили компании по производству пищевых продуктов (101,7%), компьютеров, электронных и оптических изделий (100,6%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (100,5%), а также осуществляющие ремонт и монтаж машин, оборудования (100,1%).
Высокую рискоустойчивость на фоне заметного ослабления динамики сопротивляемости к вызовам конъюнктуры сохранили меньшинство подотраслей промышленности. К ним можно отнести прежде всего химическое производство (значение Индекса — 98,9%), а также предприятия по производству прочих транспортных средств и оборудования (99,1%), готовых металлических изделий (99,2%), резиновых и пластмассовых изделий (99,4%), машин и оборудования (99,5%).
В сегменте добывающих производств высокую рискоустойчивость сохраняли предприятия, предоставляющие услуги в области добычи полезных ископаемых (Индекс — 99,3%), добывающие металлическую руду (99,6%), а также сырую нефть и природный газ (99,7%).
Первый удар кризиса затронул в основном компании малого и среднего бизнеса в потребительском сегменте торговли. Но если государство будет так же медленно наращивать меры поддержки этих отраслей, пожар кризиса может быстро перекинуться на другие сектора экономики за счет падения доходов населения и сокращения спроса.