Участники заседания Высшего евразийского экономического совета одобрили в целом Стратегию развития экономической интеграции стран ЕАЭС, однако окончательное решение об утверждении этого важного документа будет принято осенью. «Камнем преткновения» стал вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке Союза. Кроме того, интеграционная работа должна учитывать особенности национальных правовых систем и исходить из принципа необходимой достаточности при гармонизации и унификации национальных законодательств.
Ключевой темой саммита стран ЕАЭС, который на этот раз проходил в режиме видеоконференции, стала Стратегия развития экономической интеграции государств Союза. Стратегия состоит из общих (концептуальных) положений и 330 мер и механизмов, сгруппированных в 11 системных блоков. Документ, по словам председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, сохраняет преемственность, а также учитывает международный опыт и поручения глав государств Союза.
Проект предусматривает использование потенциала Евразийского банка развития, Евразийского фонда стабилизации и развития и Международного финансового центра «Астана». Важнейшим направлением развития ЕАЭС становится формирование общего цифрового пространства и расширение цифровой инфраструктуры. Еще один вектор движения вперед — расширение сети торговых отношений Союза с третьими странами, что особенно важно с учетом прогнозируемого роста протекционизма в международных экономических отношениях.
«Это одновременно и план действий по углублению отношений, и своего рода поворотный пункт на пути восстановления и повышения темпов развития экономик наших стран», — подчеркнул председатель Высшего евразийского экономического совета Александр Лукашенко. Подготовка документа шла сложно, но в целом, по словам президента Беларуси, сторонам удалось выйти на согласованные решения по всем направлениям углубления интеграции.
Рынок газа подождет регулирования
Сложной темой для участников переговоров стало ценообразование на услуги по транспортировке газа в рамках ЕАЭС. «Неурегулированным остается вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС, — заметил А. Лукашенко. — С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. При том что актуальность проблемы постоянно возрастает».
«В условиях глобальных экономических вызовов, перед которыми мы все сегодня стоим, необходимость скорейшего формирования общего рынка газа для Армении ощущается особенно остро, — прокомментировал ситуацию премьер-министр Армении Никол Пашинян. — Как не раз мною было отмечено, единый рынок энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должен стать одной из основ нашей интеграции. Без него невозможен качественный прогресс интеграционных процессов. Без него невозможно обеспечить равные условия экономической деятельности для всех участников Союза».
Сотрудничество в рамках ЕАЭС, по оценке г-на Пашиняна, имеет особое значение для Армении: «Более чем уверен, что мы должны укреплять наш Союз и совершенствовать основополагающие институты интеграции. Мы должны доказать их состоятельность в период кризиса и быть готовыми совместно воспользоваться всеми экономическими возможностями, которые, очевидно, появятся в посткризисный период».
Подходы к ценообразованию на газ, по мнению российского президента Владимира Путина, можно определить позднее на переговорах по формированию общего рынка газа ЕАЭС. «Мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения, — подчеркнул В. Путин. — Столь глубокий уровень интеграции в ЕАЭС пока еще не достигнут, мы об этом с вами хорошо знаем, а пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал. Это обычная, хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, обычная мировая практика».
Глава российского государства также считает целесообразным энергичнее подключать к деятельности Евразийской экономической комиссии Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации. Эти региональные финансовые механизмы могут и должны оказывать содействие осуществлению крупных совместных интеграционных проектов.
«Конечно же, важно и далее проводить работу, направленную на укрепление взаимовыгодного экономического сотрудничества ЕАЭС с заинтересованными зарубежными партнерами, — уверен В. Путин. — С Союзом уже установили тесные прямые контакты многие государства и интеграционные структуры, и их круг постоянно растет. В активе ЕАЭС международные соглашения с Китаем, Вьетнамом, Ираном, Сербией, Сингапуром, на продвинутом этапе находится переговорный процесс с Израилем и Египтом, запущены торговые консультации с Индией».
С уголовной ответственностью спешить не надо
Интеграционная работа, по оценке президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева, должна учитывать особенности национальной правовой системы и исходить из принципа необходимой достаточности при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств. По его мнению, предлагаемые в Стратегии меры по гармонизации и унификации законодательств в части установления правовой ответственности (административной и уголовной) в ряде таких отраслей, как таможенное дело, техническое регулирование, защита прав потребителей, пока не отвечают принципу разумной достаточности. «А это приведет к отторжению Стратегии национальным общественным мнением, поскольку Стратегия ограничивает суверенные права правительств и парламентов. При этом надо учитывать, что в рамках имеющихся договоренностей между компетентными органами существует широкое поле для административного сотрудничества», — считает глава Казахстана.
Окончательное утверждение Стратегии развития экономической интеграции ЕАЭС, по мнению г-на Токаева, лучше провести осенью в ходе очной встречи.