На 10 июня намечены переговоры министров стран ОПЕК+ по квотам на добычу нефти. По прежнему соглашению в июле приходит время сокращения ограничений. По поступающей информации, Саудовская Аравия уже настаивает, что время увеличения добычи надо отложить еще на пару месяцев. Россия готовит свою позицию на переговорах.
На сегодняшний день, отмечают аналитики, просматривается расхождение позиций России и Саудовской Аравии. Bloomberg сообщает со ссылкой на трех российских чиновников и двоих представителей отрасли, что Россия твердо настроена начать увеличивать добычу нефти с июля, как это предусмотрено апрельским соглашением. Reuters представляет более осторожную оценку. Агентство напоминает, что в мае участники соглашения говорили, что хотят продлить действующие до июня квоты. Теперь представители российской власти заявляют, что участники сделки следят за ситуацией и в зависимости от ее развития будут принимать решения, в том числе и о необходимости дальнейших действий.
Все эксперты опасаются новой фазы нефтяной войны между Россией и Саудовской Аравией, так как непонятно, как и на каких условиях стороны будут или не будут продлевать перемирие.
По действующим пока договоренностям с мая по июль страны ОПЕК+ должны сократить добычу почти на 9,7 млн барр./сут. Затем по плану предполагалось уменьшить объем сокращения добычи до 8 млн барр./сут. до конца 2020 г. и до 6 млн барр./сут. до мая 2021 г. Вот по этому плану Россия планировала нарастить добычу на 500 тыс. барр. в день с июля и еще на столько же с января. Теперь партнеры по ОПЕК+ предлагают не увеличивать поставки еще два месяца.
Ситуацию во вторник, 26 мая, министр энергетики Александр Новак обсудил с крупнейшими нефтяными компаниями. По данным источников Reuters, нефтяники не достигли компромисса, поскольку их мнения разделились примерно пополам: половина нефтяников поддерживает продление действующих квот, другая половина — против.
Ранее за сокращение добычи по ОПЕК+ выступал ЛУКОЙЛ, против — «Роснефть». Как обычно, говорит источник «Интерфакса», окончательное решение о позиции России будет приниматься на высшем уровне.
Времени на принятие решения остается мало. Переговоры ОПЕК+ стартуют 5 июня с заседания технического мониторингового комитета ОПЕК+ (JTC), который дает рекомендации и экспертную поддержку министерскому комитету ОПЕК+. 8 июня пройдет заседание министерского мониторингового комитета (JMMC), 9 июня встретятся министры стран ОПЕК, 10 июня — министры стран ОПЕК+.
Мировая конъюнктура пока не располагает к оптимизму. По прогнозу Международного энергетического агентства, расходы потребителей на нефть в 2020 г. сократятся на 1 трлн долл., до 2,5 трлн долл.
Комментарий
Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер»:
Глава Минэнерго России Александр Новак рассказал на заседании госсовета по энергетике, что благодаря сделке ОПЕК+ поставки нефти уже снизились на 14 млн барр./сут. По словам министра, в настоящий момент профицит составляет 7—12 млн барр./сут., и в июне — июле рынок может оказаться в состоянии баланса за счет роста потребления... Среди стран, не входящих в альянс ОПЕК+, некоторые нефтепроизводители также присоединились к сокращениям добычи, в частности США, Канада, Бразилия и Норвегия. В Минэнерго России заявляют, что страны вне ОПЕК+ уже сократили добычу нефти на 3,5—4 млн барр./сут. Фьючерсы с поставкой через год до сих пор торгуются около 40 долл. за баррель, отражая актуальные прогнозы участников рынка».
ВТБ Капитал: «Если квоты мая —июня будут продлены, добыча в России по итогам года окажется почти на 1% ниже ожидаемого объема, а в III квартале 2020 г. может сократиться на 3,7% по сравнению с текущим прогнозом. Если дополнительное ограничение будет пропорциональным, то Роснефть, как крупнейшая добывающая компания, в текущем году покажет самое значительное сокращение в абсолютном выражении — на 520 млн барр./сут. (или 11,6% г/г), Лукойл потеряет 178 млн барр./сут. (10,9% г/г), Сургут — 143 млн барр./сут. (11,7% г/г), Газпром нефть — 93 млн барр./сут. (7,7% г/г), Татнефть — 66 млн барр./сут. (11,0% г/г).
Вместе с тем такое решение действительно может поддержать цены на нефть, поэтому окончательное воздействие на финансовые показатели за квартал сложно прогнозировать на данном этапе».