Локализация производства: какие плюсы может получить компания?

| статьи | печать

Учитывая нынешние тенденции к закрытию границ в эпоху пандемии, локализация производства может оказаться привлекательным направлением развития бизнеса для компаний, имеющих стратегию развития. О плюсах локализации производства, а также о нюансах, которые необходимо учесть при принятии такого решения, рассказывает Матс Фриберг, генеральный директор 3М Россия и СНГ.

Для многих компаний очень важно продолжить эффективную работу в условиях необходимости импортозамещения, снижения роста цен на нефть, рисках для производства в условиях пандемии и сложного положения России в нестабильной международной ситуации.

Одним из инструментов успешного роста для многих компаний, в том числе международных, может стать развитие локального производства, инвестиции в него, расширение производственных мощностей и модернизацию.

Возможные плюсы локализации производства, а также и сложности, прежде всего, связаны с такими факторами, как:

  • местоположение;

  • производство;

  • локальные НИОКР (R&D) и гибкое реагирование на изменение спроса;

  • локальные кадры.

Рассмотрим подробнее эти плюсы и нюансы, которые необходимо учесть.

Местоположение производства

Если компания выбирает площадку для локализации, расположенную не в особой экономической зоне с уже готовой инфраструктурой и коммуникациями, то одной из возможных трудностей является подключение нового предприятия к энергетической инфраструктуре, то есть подключение тепла, электроэнергии, воды. При решении этих вопросов можно столкнуться с необоснованными или дополнительными условиями от поставщиков энергоносителей. На данном этапе также могут возникать бюрократические барьеры, связанные с получением всех необходимых согласований.

В целом можно сказать, что в России сегодня создан благоприятный климат для иностранных инвесторов, отмечается заинтересованность местных властей в сотрудничестве, оперативно решаются любые вопросы — от бытовых, таких как утилизация мусора и сброс ливневых вод, до сбыта продукции локальным потребителям.

Сегодня интерес инвесторов направлен на особые экономические зоны.

Часть из них обеспечивают не только налоговые и таможенные льготы, подключение к инфраструктуре, включая энергетическую и транспортную, но и поддержку региональных органов исполнительной власти, которая помогает преодолевать административные барьеры.

При выборе площадки для реализации проекта важно учитывать вышеперечисленные факторы: таможенные и налоговые преимущества особой экономической зоны, развитую инфраструктуру.

При планировании структуры производственных мощностей и продуктов к выпуску на какой-либо площадке необходимо опираться на существующую конъюнктуру рынка и статистику сбыта на рынке РФ.

Новым направлением, которое, возможно, станет привлекательным для инвесторов, являются так называемые территории опережающего развития, которые могут предоставлять похожие преференции.

Производство

Сегодня многие компании идут по пути локализации компонентов — как комплектующих, так и сырья.

В большинстве случаев в России можно найти локальные аналоги многих комплектующих и материалов, но они могут не полностью соответствовать требованиям производителя по качеству и объемам поставки. Необходима достаточно серьезная и длительная работа по взаимодействию с потенциальными поставщиками, направленная на приведение стандартов, существующих на отечественных предприятиях, к международным стандартам. Это касается также сырья и комплектующих. С одной стороны, это создает дополнительные сложности и временные затраты, но есть и положительный момент — развитие местных производителей за счет сотрудничества с ними, передачи им своего опыта и экспертизы.

В идеале закупка сырья в России позволяет снижать его страховые запасы на складе, дает возможность плотно взаимодействовать с поставщиком, корректировать качество и спецификацию сырья, оптимизировать свою цепочку поставок. Цены локальных поставщиков, как правило, в меньшей степени зависят от колебаний курсов валют, поэтому они более стабильны.

К сожалению, не все производство можно перевести на локальное сырье. Есть сырье, которое составляет до 80% стоимости продукта, и его приходится везти из-за рубежа.

Тут важно понимать, что задача углубления локализации и использования локальных сырьевых компонентов не может быть решена одной компанией, поскольку одна компания не сможет потреблять тот объем сырья, который бы сделал локализацию сырья экономически обоснованной. А это значит, что необходимо сотрудничество и взаимодействие участников рынка для развития локальных поставщиков сырья.

В нашей компании качество продукции, выпускаемой на территории России, обеспечивается за счет наличия современно оснащенных лабораторий, где мы проводим весь комплекс приемо-сдаточных и квалификационных испытаний в соответствии с корпоративными стандартами, а также иными применимыми в конкретной области требованиями.

Наши клиенты имеют возможность посетить производственные площадки и лично убедиться в высоком качестве всех производственных процессов на всех этапах, посетить сертифицированные лаборатории, в которых продукция проходит проверку качества перед отгрузкой ее клиенту. И это еще один плюс локализации.

Плюсы локального R&D и гибкое реагирование на изменение спроса

Локальный R&D позволяет придерживаться стратегии избирательной локализации в России, производить продукты, востребованные на рынке, а локальные научно-технические лаборатории — модифицировать продукты под потребности российского рынка и российских клиентов.

Безусловно, локализация производства зависит от емкости рынка — если растут объемы продаж, то нужно больше мощностей, чтобы удовлетворить спрос.

Наличие локального производства позволяет быстро реагировать на изменение спроса, создавать эффективную логистическую инфраструктуру, улучшать сервис клиентам.

Локальные кадры

Еще одна сложность, с которой могут столкнуться компании при локализации производства в России, — это нехватка квалифицированных рабочих кадров. Не секрет, что в стране сегодня не хватает сварщиков, слесарей, операторов и других рабочих специальностей.

Многие компании в России реализуют собственные обучающие программы и программы развития, растят квалифицированные кадры самостоятельно, привлекая к ним как местных, так и международных специалистов и экспертов.

Зачастую производства иностранных компаний располагаются в пределах определенных областей с благоприятными условиями. В этом случае усиливается конкуренция за высококвалифицированные кадры, и их может не хватать для всех локальных производств. Данный риск может быть нивелирован в результате совместной работы предприятий и государственных органов, направленной на повышение уровня профессиональной подготовки кадров.

Дефицит технических специалистов в России также ощущается. Международные компании сотрудничают с техническими вузами в надежде, что после университета молодые инженерные кадры придут именно к ним.

Достоинством российской системы образования является системность, фундаментальность и широта получаемых знаний.

Человек приходит на работу с достаточно широким кругозором и профессиональными знаниями, конечно, если он хорошо учился.

В любой компании он неминуемо встретит специфические задачи, и, разумеется, для работы по конкретной тематике обязательно нужны обучающие программы — тренинги, стажировки.

В нашей компании сотрудник на стажировке выполняет конкретную исследовательскую работу, решает поставленные задачи в различных корпоративных лабораториях. Здесь его широкие знания «фокусируются» и углубляются по определенной теме. При этом он не только более детально изучает свою специализацию, но и знакомится с работой компании в целом — ее структурой, принципами и направлениями работы, исследовательской и материальной базой. Очень важно наладить взаимодействие с коллегами, потому что в сфере исследований необходим обмен опытом и знаниями. Часто, прежде чем решать вопрос самостоятельно — «изобретать велосипед», нужно узнать, не решил ли его уже кто-то ранее в Корее или в Австралии.

Обычно поиск специалистов осуществляется через кадровые агентства, и найти маркетолога, торгового представителя, логиста легче, чем инженера, химика и других представителей естественно-научных направлений, несмотря на то, что в России сегодня есть очень большое количество исследователей.

Взаимодействие сотрудников — часть образовательного процесса в нашей компании.

Например, хорошо работает создание виртуальных площадок, форумов, где люди могут предлагать свои идеи и работы для обсуждения, обмениваться знаниями и опытом, эффективно также проведение профессиональных корпоративных конкурсов. Здесь срабатывает действенный мотивационный инструмент — признание заслуг и достижений сотрудников в разных формах. Победители получают такое профессиональное признание, остальные узнают что-то новое, учатся.

***

Подводя итоги, хочется остановиться еще на нескольких моментах.

Очевидный плюс локализации производства — это полное совпадение деятельности по локализации с целями, формулируемыми на самом высоком государственном уровне, а именно политикой импортозамещения. Правительство РФ сегодня нацелено на всестороннюю поддержку тех предприятий, которые локализуют уникальные технологии и производства, сюда можно отнести и специальные инвестиционные контракты, и офсетные сделки, и другие формы государственной поддержки, такие как налоговые и таможенные преимущества, предоставляемые компаниям — резидентам особых экономических зон.

Кроме того, относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов, как одно из последствий колебаний курса рубля, положительно влияет на себестоимость производимой продукции. В выгодном положении также сегодня те предприятия, локализованная продукция которых идет на экспорт.

Еще один плюс наличия локального производства — возможность участия в тендерах на закупку продукции. Здесь встает вопрос качества продукции и объективности проведения тендерных закупок и выбора поставщиков.


Преимущества локализации в РФ


1 По данным аналитического обзора от 12.02.2020 Евразийской экономической комиссии за январь — декабрь 2019 г.



Требования к локализации: отраслевые аспекты

1 Возобновляемые источники энергии.

2 Выдается в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России от 24.09.2018 № 3788, постановлением Правительства РФ от 03.06.2008 № 426.

3 Выдается в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России, Минэкономразвития России от 17.08.2011 № 1032/397.

4 Выдается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432.

5 В порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

6 В порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.


Поддержка локализации производства в РФ (займы Фонда развития промышленности (ФРП))


1 В случае финансирования совместно с региональным фондом развития промышленности сумма займа 20—100 млн руб.


Примечание от редакции «ЭЖ». Также рекомендуем ознакомиться с другой публикацией по теме «Локализация промышленного производства иностранных компаний в России».