Положения ст. 15.33.2 КоАП РФ об ответственности должностного лица за несвоевременное (или в неполном объеме) представление сведений в ПФР не нарушают конституционных прав директора компании. Такой вывод следует из Определения Конституционного суда от 23.04.2020 № 824-О.
Суть дела
Организация представила в территориальное управление ПФР отчетность, предусмотренную законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете, в установленные законом сроки. После наступления этих сроков компания обнаружила в отчетности недостоверные данные и самостоятельно представила корректирующие сведения.
В связи с тем, что корректировка была сделана по истечении срока предоставления отчетности, организация была привлечена к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ). Напомним, что согласно этой норме за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2—2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Однако впоследствии данное решение было отменено, поскольку был признан тот факт, что компания самостоятельно выявила и устранила ошибки в отчетности, которая ранее была представлена вовремя.
Напомним, что согласно п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, если страхователь выявит ошибку в сданной отчетности до того, как ее обнаружит Пенсионный фонд, он вправе самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения и в этом случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тем не менее генерального директора компании за ошибки в отчетности все же наказали. Постановлениями судов общей юрисдикции он был привлечен к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ. Согласно этой статье непредставление в установленный срок, а равно представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
При этом суды пришли к выводу, что самостоятельное устранение организацией ошибок в представленной в срок отчетности, а также отказ в ее привлечении к ответственности не являются основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности за соответствующее деяние.
Директор компании с позицией судов не согласился и решил оспорить конституционность положений ст. 15.33.2 КоАП РФ. По его мнению, эта норма не соответствует Конституции РФ, поскольку в связи с одним и тем же событием позволяет привлекать руководителя организации к административной ответственности, в то время как в действиях организации правонарушения не было выявлено.
Вердикт Конституционного суда
КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы директора компании к рассмотрению. При этом он сослался на выводы, сделанные в Определении КС РФ от 29.01.2019 № 253-О. Суть их сводится к следующему.
В части 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ закреплены меры государственного принуждения в отношении страхователей, которые нацелены на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с ведением индивидуального (персонифицированного) учета.
Наряду с этим ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
То есть за нарушение одних и тех же требований предусмотрены меры ответственности как для страхователей, так и для должностных лиц, которые призваны непосредственно осуществлять ведение индивидуального (персонифицированного) учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам ПФР.
Такое правовое регулирование, действуя в качестве правоохранительного механизма, способствует, по мнению Конституционного суда, реализации права граждан на социальное обеспечение. При этом оно не препятствует тому, чтобы правоприменительные органы при принятии решений исследовали и оценивали реальные обстоятельства, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона. То есть судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, не лишены возможности освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Исходя из этого, Конституционный суд пришел к выводу, что оспариваемая норма КоАП РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права должностного лица.
Верховный суд того же мнения
Спор аналогичного содержания рассматривался Верховным судом РФ в постановлении от 20.12.2019 № 1-АД19-5. В этом деле под раздачу попал конкурсный управляющий, который, сдав в установленный срок сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, позже обнаружил, что в нее не внесены сведения об одном работнике. Управляющий сдал дополняющую форму до того, как ошибку заметил Пенсионный фонд, но это не освободило его от административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Верховный суд указал, что исходя из положений ст. 15 и 17 Закона № 27-ФЗ, реализация страхователем права дополнять и уточнять переданные им ранее сведения о застрахованных лицах может иметь правовое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения к финансовой ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 этого закона.
Самостоятельное устранение страхователем ошибки и неполноты ранее представленных сведений по истечении срока, предусмотренного Законом № 27-ФЗ, не исключает установленную КоАП РФ административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную законом обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда РФ от 04.02.2019 № 8-П, в котором сказано, что такое правовое регулирование само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
Подробности дела см. в «ЭЖ-Бухгалтер», № 05, 2020.