Если болезнь работника не позволяет ему исполнять свои трудовые обязанности и в связи с этим он увольняется, то возмещать работодателю расходы на обучение он не обязан. Причем факт наличия болезни можно подтвердить и после расторжения трудового договора. К такому выводу пришел Московский городской суд в Апелляционном определении от 20.02.2020 по делу № 33-7860/2020.
Суть дела
Организация заключила с работником ученический договор по программе переподготовки водителей категории «B», «C» на «D». По его условиям работник должен после успешного окончания обучения отработать в компании два года.
Работник после завершения учебы отработал лишь год и написал заявление на увольнение по собственному желанию. А вот возместить работодателю расходы на обучение он отказался, поскольку увольнение было связано с болезнью. У работника обнаружили заболевание (гипертоническая болезнь 2-й степени), которое не позволяло работать водителем.
Организация обратилась в суд с требованием взыскать с работника расходы на обучение и выплаченную за время учебы стипендию.
Решение арбитров
Суд первой инстанции поддержал работодателя и обязал работника возместить работодателю расходы, связанные с обучением. Свою позицию суд обосновал тем, что на момент расторжения трудового договора работник не представил работодателю заключение врачебной комиссии об установлении у него заболевания, препятствующего выполнению работы водителя.
Однако апелляция не согласилась с выводами нижестоящего суда по следующим основаниям.
Отношения по ученическому договору регулируются положениями главы 32 Трудового кодекса. Так, в ч. 2 ст. 207 ТК РФ сказано, что, если по окончании обучения ученик без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время учебы стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы, связанные с его обучением. Данные расходы возмещаются пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).
В рассматриваемом деле ученический договор предусматривал освобождение от исполнения обязательств по осуществлению трудовой деятельности в случае наступления и (или) обнаружения заболеваний, препятствующих выполнению работы водителя и подтвержденных заключениями уполномоченных органов.
Действительно, на момент увольнения работник не представил работодателю документы, подтверждающие наличие у него заболевания, не совместимого с работой водителем. Однако суд первой инстанции при рассмотрении дела должен был предложить работнику представить дополнительные доказательства, но не сделал этого. Такую возможность работнику предоставила апелляция. Работник приложил к делу выписку из медицинской карты, которая подтвердила диагноз.
В соответствии с п. 27.6 и 27.9 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302-н гипертоническая болезнь 2-й степени является медицинским противопоказанием для выполнения работы водителем категории «D». Поэтому данное обстоятельство освобождало работника от обязанности осуществлять трудовую деятельность не менее двух лет в соответствии с условиями ученического договора и являлось уважительной причиной для увольнения до истечения указанного срока.
Арбитры также отметили, что отсутствие в суде первой инстанции доказательств наличия у работника заболевания именно на момент расторжения трудового договора не давало оснований для взыскания понесенных работодателем расходов за весь период неотработанного времени.