В своем недавнем исследовании компания PwC решила оценить влияние пандемии на бизнес-активность в целом и на транспорт и логистику в частности. Эксперты компании предложили ряд действий, которые необходимо предпринять бизнесу в текущей непростой ситуации. Они могут пригодиться всем компаниям1.
В чем уникальность COVID-19? Такие пандемии, как COVID-19, относятся к классу угроз, которые приводят к более длительным последствиям. Вспышка заболевания отразилась на всех элементах цепочки создания стоимости в компаниях и на рынке. Большинство контрактов и соглашений перестают действовать во время таких глобальных потрясений, однако предоставление критически важных услуг, например в сфере здравоохранения и гражданской обороны, продолжается несмотря ни на что. От качества и скорости принятия мер реагирования, а также скоординированности действий самих организаций будет зависеть, как быстро удастся нормализовать коммерческую деятельность и бизнес-процессы, считают эксперты.
Основные сценарии развития ситуации с коронавирусом
Дальнейшая ситуация с коронавирусом во многом будет зависеть от сценария его распространения. Эксперты компании PwC сформулировали три основных сценария распространения COVID-19 до 2022 г.: сценарий сдерживания, сценарий очагов инфекции, сценарий пандемии. Два последних исходят из того, что вакцина будет получена только через год, то есть к июню 2021 г.
Сценарий сдерживания предполагает, что социальное дистанцирование и контроль за передвижениями граждан позволяют предотвратить дальнейшее распространение вируса. В данном сценарии есть некоторые допущения, связанные с почти 100%-ным уровнем выявления больных во всех странах, включая случаи протекания заболевания в легкой форме, а также успешное отслеживание контактировавших с зараженными людьми и карантинные меры во всех странах.
Сценарий наличия отдельных очагов инфекции предполагает, что распространение пандемии предотвращено, но постоянно появляются новые очаги заболевания, принимаются меры, направленные на сдерживание дальнейшего распространения. В нем допущениями являются:
-
выявление не всех больных, что приводит к распространению инфекции;
-
успешное отслеживание контактировавших с зараженными и карантинные меры при выявлении новых случаев заболевания предотвращают пандемию.
И третий, наихудший сценарий, предполагает пандемию, когда принимаемые меры по охране здоровья населения (отслеживание контактировавших с зараженными, контроль за передвижениями граждан) не помогают сдержать вспышку. Главной задачей становится смягчение последствий.
Каждый из этих сценариев по-разному отразится на бизнесе и операционной деятельности компаний, отмечают эксперты PwC. В зависимости от сценария возможны: быстрое восстановление, отложенное восстановление или наихудший вариант — длительное сокращение.
Последствия разных сценариев развития ситуации с COVID-19 для бизнеса
Каждый сценарий рассматривается экспертами с трех точек зрения: влияния на мобильность трудовых ресурсов, экономику, социальную сферу.
Быстрое восстановление предполагает сроки три-шесть месяцев.
-
Мобильность трудовых ресурсов: ограничения на передвижение в затронутых странах в целях сдержать распространение заболевания оказывают краткосрочное воздействие на цепочки поставок.
-
Экономика: неопределенность оказывает краткосрочное воздействие на рынки. Затронутые страны пострадают больше.
-
Социальная сфера: жесткие правила социального дистанцирования и, следовательно, ограничение передвижения на короткий период времени.
Отложенное восстановление, сроки — 12—18 месяцев.
-
Мобильность трудовых ресурсов: работа из дома и ограничения на передвижение граждан в уже пострадавших и вновь затронутых странах, что увеличивает длительность сбоев в цепочке поставок.
-
Экономика: продолжающаяся неопределенность оказывает более длительное воздействие на рынки. Затронутые страны пострадают больше.
-
Социальная сфера: умеренное социальное дистанцирование, что в некоторой степени ограничивает перемещения в целом на протяжении более длительного периода.
Длительное сокращение, сроки — 18—24 месяца.
-
Мобильность трудовых ресурсов: крупные глобальные перемены, включая работу из дома, ограничения на перемещения, заболеваемость и смертность среди работников, что приводит к серьезным последствиям для цепочки поставок.
-
Экономика: повышенный риск глобальной рецессии в зависимости от тяжести пандемии.
-
Социальная сфера: крайние меры по сдерживанию вируса и ограничения на перемещение.
Независимо от сценария, на протяжении всего периода необходимо принимать антикризисные меры для обеспечения непрерывности деятельности.
Последствия эпидемии для экономики
По оценкам экспертов, пандемия COVID-19 может привести к снижению ВВП на 7—15% во II квартале 2020 г. Кризис может оказать значительное влияние на доходы населения и привести к сокращению потребительских расходов на 20—25%. Влияние на промышленность будет ниже, максимальное снижение индекса промышленного производства (ИПП) — 6,3%. Восстановление обоих показателей к докризисному уровню прогнозируется только к концу 2022 г.
Последствия для траспортно-логистического сектора экономики
В транспортно-логистическом секторе пандемия привела к сбоям и напряжению в работе по нескольким направлениям, например, возникли:
-
дестабилизация и приостановка работы общественного транспорта, например автобусов, метро, такси и пр.;
-
сложности в повседневной работе в связи с социальным дистанцированием, удаленной работой и невыходом сотрудников на работу, а также ввиду дефицита поставок;
-
финансовые сложности операторов транспортного сектора, отражающиеся на их способности эксплуатировать критически важные транспортные сети и объекты инфраструктуры;
-
ограничения или задержки в перемещении и доставке товаров между странами;
-
непредвиденная дестабилизация глобальных цепочек поставок подрывает способность транспортного сектора обеспечивать поставки жизненно необходимых товаров медицинского назначения, продуктов питания и товаров первой необходимости;
-
дополнительная нагрузка на ресурсы, так как транспортный сектор должен играть важную роль в обеспечении социального дистанцирования, предотвращения заражений, контроля, проведения санитарной обработки и пр.
К приоритетам в транспортном секторе с учетом сложившейся ситуации эксперты относят:
-
обеспечение перемещения пассажиров при помощи разных транспортных средств;
-
поддержка цепочки поставок товаров и услуг для критически важных отраслей и в рамках всей экономики;
-
обеспечение поставки критически важных товаров, включая изделия медицинского назначения, продукты питания и пр.;
-
обеспечение мобильности основного персонала;
-
обеспечение непрерывности предоставления услуг населению;
-
сдерживание распространения инфекции и контроль требований.
Для управления в условиях постоянной смены приоритетов и обстоятельств необходим гибкий и инициативный подход, проведение сценарного анализа с целью выявления и приоритизации рисков, а также разработка скоординированного плана в масштабах всей экосистемы для обеспечения согласованной поддержки на уровне государства.
Меры, которые должна включать стратегия реагирования на COVID-19
Стратегия реагирования должна включать в себя комплекс мер, сконцентрированных на клиентах и выручке, рабочей силе, операционной деятельности и цепочке поставок, данных и объединении усилий всех функциональных подразделений. На какие вопросы советуют ответить эксперты, чтобы проанализировать свои логистические возможности в условиях угрозы инфицирования?
Клиенты и выручка
Необходимо достижение баланса между обслуживанием клиентов и коммерческими приоритетами:
-
Клиенты ограничены в перемещениях. Как вы можете адаптировать свою операционную модель и минимизировать воздействие этого фактора?
-
Какие есть варианты в части решений о ценообразовании и предоставлении скидок?
-
Можете ли вы увеличить свои мощности по доставке с учетом резкого повышения спроса в результате перехода все большего числа потребителей на покупки через интернет?
-
Поскольку покупатели делают запасы товаров первой необходимости, можете ли вы объединить маршруты или работу с менее крупными операторами, чтобы удовлетворить спрос?
-
Рассматривали ли вы, как не допустить физического контакта с клиентами, например, использовать запирающиеся контейнеры для доставки или оставлять посылки у двери? Могли бы вы попросить потребителей уведомлять вас в случае обнаружения ими симптомов вируса, чтобы можно было принять дополнительные меры предосторожности?
-
Обсуждалась ли приоритизация при транспортировке товаров (например, лекарства имеют приоритет перед предметами роскоши)?
Защита сотрудников и кадровое планирование
-
Вы определили сотрудников компании, которым необходимо выходить на рабочие места?
-
Достаточно ли оборудования для мытья рук или потребуется обеспечить сотрудников дополнительными средствами индивидуальной защиты, чтобы минимизировать риски?
-
Возможно ли перераспределить функциональные обязанности сотрудников, даже если для этого потребуется провести обучение (например, обучить портового грузчика осуществлять погрузку поездов/грузовиков)?
-
Предоставляется ли персоналу поддержка для сохранения физического и психического здоровья в условиях увеличивающегося стресса?
-
Как вы боретесь с косвенными последствиями для ваших сотрудников (например, закрытие школ, нарушение работы транспорта)?
-
Как вы управляете потенциальным наплывом запросов клиентов (особенно это касается компаний, занимающихся доставкой)? Какие есть варианты увеличения пропускной способности кол-центров?
-
Будете ли вы закупать тесты на COVID-19/антитела для своих сотрудников, чтобы они могли вернуться к работе (когда такие тесты будут доступны)?
Обеспечение непрерывности деятельности и защита цепочки поставок
-
Как часто проводится дезинфекция общественного транспорта и груза?
-
Знаете ли вы о влиянии COVID-19 на всю цепочку поставок (например, цепочка поставок для основных компонентов в сравнении с конечным производством)? Диверсифицированная производственная база конечного продукта может быть разрушена, если полагаться на единственного поставщика/один маршрут поставки какого-либо компонента.
-
Способны ли вы защитить своих поставщиков, которые могут подвергаться опасности в текущих экономических условиях, предложив им более гибкие условия оплаты (например, еженедельную оплату)?
-
Достаточный ли у вас транспортный парк, чтобы управлять стабильно большими объемами или перераспределением объема между каналами? Обеспечена ли у вас надлежащая инженерно-технологическая поддержка важного оборудования?
-
Увеличиваете ли вы объем запасов (если это возможно), чтобы обеспечить операционную деятельность в случае ограничения поставок топлива?
-
Потребители, скорее всего, будут поощрять бренды, которые хорошо показали себя как по отношению к сотрудникам, так и по отношению к клиентам. Можете ли вы внести свой вклад в меры, принимаемые по всему миру для борьбы с COVID-19, или в снижение давления на ключевых сотрудников?
Коммуникационная стратегия
Разъяснение ситуации сотрудникам и заинтересованным сторонам и обеспечение непрерывности деятельности:
-
Как вы осуществляете управление информационным взаимодействием с клиентами, чтобы успокоить их относительно чистоты транспортных средств и профилактики передачи вируса?
-
Проводите ли вы обсуждения с инвесторами с целью предоставления им актуальной информации о том, как развивается ситуация и как это повлияет на финансовые показатели бизнеса? Обсуждали ли вы с ними возможное привлечение финансирования?
-
Регулярно ли вы контактируете со страховщиками и проверяете свое страховое покрытие, в частности, в случае потери контрактов, если осуществляющие доставку партнеры неспособны выполнить заказы?
-
Как часто вы связываетесь с органами управления по вопросам, имеющим отношение к текущим ограничениям, отменам и закрытиям. Можете ли вы вести переговоры о заключении договорных соглашений, если закрыты порты отгрузки или отменены рейсы?
-
Рассматривали ли вы возможность обращения к представителям органов власти для обсуждения конкретных проблем вашего бизнеса и возможных вариантов поддержки, если таковые не охвачены государственной программой поддержки?
Сбор информации и оценка собственной подверженности риску
-
Какие источники информации используются для информирования клиентов и работников?
-
Есть ли у вас инструменты анализа данных, позволяющие видеть в режиме реального времени логистические схемы в различных точках и регионах, чтобы выявить области потенциального риска? Можете ли вы использовать эти данные, чтобы систематически вносить изменения в маршруты и видеть, где существует самый большой спрос?
-
Способны ли вы применить меры, соответствующие требованиям Общеевропейского регламента о защите персональных данных (GDPR) или разрешениям клиентов?
-
Можете ли вы спрогнозировать будущие потребности в денежных средствах и согласовать с банками более длительный срок кредитных линий? В частности, на какой горизонт вы проработали денежный поток? Сравниваете ли вы на регулярной основе свои прогнозы с фактическими результатами для получения представления об основных отклонениях? Какие есть варианты сбережения денежных средств (получения доступа к денежным средствам)?
Функции головного офиса
Объединение усилий разных функциональных подразделений для обеспечения непрерывности деятельности и устойчивости:
-
Обращались ли вы за государственной поддержкой, например, в форме отсрочки уплаты налогов, кредитов в связи с прерыванием деятельности (для малого и среднего бизнеса), системы компенсационного финансирования на случай непредвиденных обстоятельств и специальных отраслевых субсидий? В случае обращения за кредитом в связи с прерыванием деятельности подавали ли вы повторное заявление после возможного изменения схемы кредитования правительством? Проверяли ли вы, вправе ли вы теперь воспользоваться такой поддержкой?
-
Есть ли у вас команды специалистов, которые занимаются антикризисными мерами и анализом будущей операционной модели? Создали ли вы центр оперативного руководства, осуществляющий централизованную координацию отсутствующих маршрутов и организацию поддержки из мест, которые пострадали в меньшей степени?
-
Готова ли ваша инфраструктура к тому, чтобы сотрудники головного офиса работали из дома?
-
Уверены ли вы в том, что используемые вами технологии и дальше обеспечат надлежащий уровень безопасности и будут соответствовать аппетиту к риску на фоне увеличения объемов удаленной работы?
-
Были ли приняты организационные меры, чтобы инфраструктура и трудовые ресурсы позволяли пользоваться другими услугами (например, чаще задействовать грузовые автомобили)?
По мнению экспертов, крайне важно создать центральный пункт управления и наделить его необходимыми инструментами для организации скоординированной и эффективной работы по управлению кризисной ситуацией.
Необходим действенный подход для определения критически важных товаров, услуг и потоков в рамках цепочек поставок, позволяющих обеспечить непрерывность и устойчивость деятельности. Здесь необходимо разрабатывать и анализировать несколько сценариев спроса и предложения по услугам, оценивать риски по всей цепочке поставок и риски невыполнения обязательств, проводить приоритизацию двух-трех сценариев для цепочек поставок с детализацией планов действий по минимизации рисков.
Как повысить устойчивость?
Эксперты предлагают повысить устойчивость деятельности организаций за счет распознавания, обнаружения будущих угроз, реагирования на них и восстановления от их последствий. Соответственно, предлагается ряд мер.
Распознавание
-
Развитие компетенций командного центра/ситуационной осведомленности для постоянного мониторинга.
-
Проведение сессий для определения обоснованно пессимистичных сценариев для разработки допущений в целях планирования.
-
Создание межфункционального управляющего комитета, возглавляемого руководителем высшего звена.
-
Выполнение стратегической оценки угроз для выявления недостатков и пробелов в существующих планах восстановления деятельности.
-
Анализ и обновление стандартных операционных процедур для поддержания их в актуальном состоянии.
Защита
-
Подготовка специалистов вашей основной группы антикризисного управления для координации мер реагирования и сдерживания.
-
Составление карты основных заинтересованных сторон и согласование с ними стратегий коммуникаций.
-
Поддержка при организации мер экстренного реагирования/реагирования на инциденты в результате вспышки COVID-19 и их мониторинг.
-
Внесение изменений в контракты, соглашения и иные договоренности с учетом требований к устойчивости.
-
Вложение средств в создание альтернативной рабочей площадки для разделения ресурсов.
Реагирование
-
Анализ и выполнение планов антикризисного управления, обеспечения непрерывности деятельности и специализированных планов.
-
Сценарное планирование с рассмотрением возможных последствий и определением действий по минимизации рисков для снижения вероятности их проявления.
-
Согласование информационных материалов для персонала и заинтересованных сторон и обратная связь.
-
Приведение технологической базы в соответствие с бизнес-требованиями в части эффективного реагирования.
-
Укрепление технологической базы для обеспечения удаленной работы с учетом требований к кибербезопасности.
Восстановление
-
Инвентаризация жизненно важных активов и ресурсов.
-
Перевод трудовых ресурсов на новые условия труда после COVID-19.
-
Проведение регулярных корпоративных учений по борьбе с кризисом.
-
На основе уроков, извлеченных из COVID-19, обновление систем обеспечения непрерывности и устойчивости деятельности.
-
Обеспечение соответствия работы репутации компании, ее целям и ценностям.
***
Каждое предприятие может разработать в соответствии со своей спецификой адекватные меры реагирования на стрессовые условия, сложившиеся в последние несколько месяцев. В понимании того, какие именно меры необходимы для повышения устойчивости предприятия, могут помочь ответы на предлагаемые вопросы.
1 Более подробно см. исследование PwC по ссылке: https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/covid-transport-sector-impact.pdf.